Источник:Циркулярное письмогенерального директора Министерства культуры и коммуникацийпо вопросам культурно-исторического наследиягенеральным секретарям министерств игенеральным директорам государственных учреждений
Тема: «Рационализация и объединение вспомогательных служб: архивация»
Париж, 18 марта 2010 года
Заняв с 13 января текущего года должность генерального директора по вопросам культурно-исторического наследия при Министерстве культуры и коммуникаций, я придаю особое значение сохранению нашего современного административного наследия.
Каждый день подчинённые Вам государственные органы производят информацию, «архивы», которые, возможно, завтра станут частью нашей исторической памяти. Я говорю «возможно» не только потому, что мы постоянно храним лишь архивные документы, представляющих исторический интерес, но и потому, что работа по отбору будет осмысленной и успешной только в том случае, если мы будем работаем совместно.
Публикация декрета № 2009-1124 от 17 сентября 2009 года, определившего, согласно части второй «Кодекса культурно-исторического наследия» (Code du patrimoine), компетенцию государственных архивных служб и порядок взаимодействия между государственными органами с целью сбора, сохранения и раскрытия государственных архивных документов, а также начавшееся затем осуществление второго этапа программы реформ государственного управления (RGPP), - дали мне повод напомнить Вам о Ваших обязанностях в качестве государственных должностных лиц, а также о тех средствах, которые Межведомственная служба архивов Франции (Service interministériel des archives de France, SIAF) предоставляет в Ваше распоряжение в качестве помощи в этой деятельности..
Обязанности должностных лиц в области архивного дела
В декрете, в частности, сказано, что архивные документы, подлежащие постоянному хранению («исторические архивы») должны передаваться в государственные архивы (Национальные Архивы Франции, архивы департаментов либо муниципальные архивы), где документы будут храниться и предоставляться для ознакомления (статья 14).
Что касается управления текущим (оперативным) и промежуточным (ведомственным) хранением, то декрет устанавливает, что его должна обеспечить (если нормативными актами не установлено иное) служба, учреждение или организация, создавшая или получившая эти документы, - под контролем лица, уполномоченного осуществлять государственное научно-техническое руководство в области архивного дела. (статьи 12 и 13).
Что касается оперативного и ведомственного хранения, то архивные документы должны либо храниться в помещениях создавшей их службы, учреждения или организации, под контролем лица, уполномоченного осуществлять государственное научно-техническое руководство в области архивного дела, - либо передаваться на депозитарное хранение поставщику соответствующих услуг, на условиях, установленных статьей 20 декрета.
Управление документами, находящимися на оперативном и ведомственном хранении: Выбор пути и контроль
В мои обязанности входит настаивать на том, чтобы управление архивными документами государственного учреждения не сводилось исключительно к вопросу о «складировании»: работа с архивными документами, как и любой другой вид «поддерживающей» деятельности, должна быть организована и направлена в нужное русло.
Чтобы способствовать, в контексте общей реформы государственного управления, достижению целей по повышению эффективности, представляется важным напомнить об условиях, необходимых для реализации интегрированной архивной функции.
Эти условия включают:
• Сформулированную стратегию, согласно которой вопросы, связанные с архивацией, ставятся на самых ранних этапах процесса управления созданием информации, выходя далеко за пределы элементарной логистики [т.е. складирование документов – Н.Х.]. Государственным органам необходимо решить задачи по обеспечению надежности, целостности, соблюдения законодательно-нормативных требований, прозрачности, по соблюдения прав и обеспечению долговременной сохранности материального и нематериального культурно-исторического наследия государства;
• Определение ответственности/обязанностей и распределение проектов на уровне отвечающих за программы директоров, взаимодействующих с лицом, уполномоченным осуществлять государственное научно-техническое руководство в области архивного дела, - а также назначение ответственных за проекты экспертов в подразделениях организации;
• Разработку и практическое применение процедур создания документов, независимо от их формата (в т.ч. участие архивистов в модернизации информационных систем, интеграцию в информационные системы жизненного цикла данных, установление предельных сроков оперативной необходимости в документах, планирование действий по сбору, экспертизе ценности и уничтожению);
• Распространяемые и обновляемые инструменты, такие как правила архивного дела и перечни с указанием сроков хранения, утверждаемые лицом, уполномоченным осуществлять государственное научно-техническое руководство в области архивного дела и отвечающим за состояние хранимых архивных фондов;
• Вспомогательные средства. В частности, в плане хранения: совместное использование хранилищ несколькими учреждениями, или же использование хранилищ, расположенных за пределами городских центров, могут оказаться привлекательной альтернативой передаче хранения документов на аутсорсинг.
Я знаю, что большинство государственных органов уже используют подобное рациональное управление документами, которые составляют основу оперативной информацией о вашей деятельности. В ежегодных докладах Межведомственной службы архивов Франции о положении дел отмечаются продвижения, иногда в рамках инициатив государственных ведомств и операторов в сфере менеджмента качества.
Чтобы продолжить наше совместное сотрудничество и выполнить положения Кодекса культурно исторического наследия, хочу напомнить Вам, что руководители архивных миссий, переданные Межведомственной службой архивов Франции в распоряжение центральных государственных служб и учреждений, отвечают за осуществление государственного научно-технического руководства в сфере архивного дела. Для совершенствования или создания вместе с Вами организационных рамок, поддерживающие функцию интегрированной архивации, они находятся в Вашем полном распоряжении.
Генеральный директор
по вопросам культурно-исторического наследия
Филипп Белаваль (Philippe BELAVAL)
https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxsYWZmYWlyZW1ha3JvcG91bG9zfGd4OjI5ZTZjZWYzMjkxNGU4MWM&pli=1
Мой комментарий: В целом ряде стран практически одновременно сменилось руководство национальных архивных служб. Во Франции это произошло в том момент, когда в ходе административной реформы формальный статус архивов был на ступень снижен, что многие архивисты восприняли как падение престижа профессии, в первую очередь в глазах руководства страны.
Данный циркуляр демонстрирует, что новое руководство французской архивной службы начало «показывать зубки», напоминая другим ведомства, что по вопросам архивного дела в стране служба по-прежнему главная. Не могу удержаться от исторической параллели: ещё не так давно и в нашей стране ведомства с архивистами считались, а руководитель архивной службы входил в число высших руководителей страны…
В общем, желаю французским коллегам успехов в борьбе за свой профессиональный статус. Российским – тоже!
Ну Вы вспомнили, дорогая! Это только в начале 90-х, когда партию судили, Росархив был "силовым ведомством". А потом - все. Почему Вы продолжаете упорно употреблять Национальный архив во множественном числе?
ОтветитьУдалитьА что касается "зубов", так это в первую очередь у белорусских коллег надо поучиться с их архивной инспекцией с почти диктаторскими полномочиями (как у Купы Купыча Гениального).
Это только в начале 90-х…
ОтветитьУдалитьВообще-то я имела в виду Советский период…
Почему Вы продолжаете упорно употреблять Национальный архив во множественном числе?
В первую очередь потому, что во многих странах (особенно в англоязычных) национальная архивная служба именно так и называется – во множественном числе. Единственное число употребляется, когда речь идёт об одном конкретном учреждении (архиве), при этом обычно следует уточнение «Национальный архив такой-то».
А почему Вы упорно настаиваете на единственном числе? :)
Ну про советский период - не надо. Никогда начальник Главархива среди высших руководителей не значился. Даже при Берии. Только Рудольф Германович в первые годы своего руководства.
ОтветитьУдалитьЕдинственное число, потому что это именно конкретное учреждение - Национальный архив. Естественно это немножко не то, что у нас ГАРФ, например. Действительно, орган управления архивным делом с множеством подразделений и функций, но учреждение-то одно!
Это опять же в любимой Белоруссии два национальных архива, а в других странах - по одному (UK не берем, там и Шотландия и Уэльс и пр.)
Regards,
Schwarzman