понедельник, 6 апреля 2020 г.

Коллегия Росархива: Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности государственной архивной службы


12 марта 2020 года Федеральное архивное агентство (Росархив) подвело итоги работы отрасли в 2019 году.  С докладом «Об итогах работы Федерального архивного агентства в 2019 году, задачах на 2020 год и среднесрочную перспективу» на расширенном заседании коллегии Росархива выступил руководитель ведомства А.Н.Артизов.

В докладе, в частности, были подведены итоги деятельности Росархива по нормативно-правовому регулированию в сфере делопроизводства и архивного дела. А.Н.Артизов прежде всего остановился на двух законодательных инициативах:
  • По инициативе Росархива в декабре прошлого года внесено изменение в статью 8 федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», исключающее из нее понятие «открытые фонды архивов», что ликвидирует имевшую место правовую коллизию, поскольку в действующем законодательстве уже установлены условия ограничения доступа к архивным документам.
    Для справки: Федеральный закон от 2 декабря 2019 года № 427-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»» уточнил порядок доступа к архивной информации. Закон вступил в силу 13 декабря 2019 года.

    См. мои посты по данному закону: http://rusrim.blogspot.com/2019/08/blog-post_20.html , http://rusrim.blogspot.com/2019/11/blog-post_97.html и http://rusrim.blogspot.com/2019/12/blog-post_27.html
  • Совместно с Минюстом России и Федеральной нотариальной палатой подготовлен законопроект о внесении изменений в федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» и в «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате». Законопроект разграничивает хранение нотариальных документов между архивами, создаваемых в составе нотариальных палат субъектов Российской Федерации, и государственными, муниципальными и ведомственными архивами. В настоящий момент проект федерального закона представлен Минюстом России в Правительство.
В целях совершенствования нормативной правовой базы в сфере делопроизводства Росархивом разработано и принято 5 нормативных актов (см. рис).


Из них А.Н.Артизов особо выделил два нормативных документа:
  • «Правила делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления». А.Н.Артизов отметил, что «Они устанавливают единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами независимо от вида носителя, включая электронные. Вкупе с примерной инструкцией по делопроизводству в государственных организациях, утвержденной приказом Росархива в апреле 2018 года, эти акты создают полноценную основу для внедрения электронного документооборота во всех звеньях государственного и муниципального управления»;

  • «Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения». По мнению руководителя Росархива, «С одной стороны, Перечень оптимизирует состав документов, подлежащих передаче на постоянное хранение, сокращает сроки временного хранения целого ряда документов, что позволит снизить расходы бюджетов всех уровней и затраты организаций на содержание архивов. С другой – впервые определяет сроки хранения для многих видов документов и реестров, которые появились в последнее время».
А.Н.Артизов сообщил, что «в ближайшее время Росархив инициирует поручение Правительства в адрес ряда федеральных органов исполнительной власти о подготовке ими ведомственных перечней, а также возобновит совместно с Центральным Банком России работу над Перечнем документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, разработка которого была «заморожена» в 2017 году в связи с поступившими от банковского сообщества возражениями по срокам временного хранения отдельных видов финансовых документов».

В части нормативно-правового регулирования непосредственно архивного дела в отчетном году были разработаны проекты нескольких нормативно-правовых актов общеотраслевого характера. По мнению А.Н.Артизова, главный из них – «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях». Принятие документа почти на год задержалось в связи с реализацией так называемой «регуляторной гильотины» (см. также мой пост: http://rusrim.blogspot.com/2019/11/blog-post_29.html ). А.Н.Артизов надеется, что приказ Росархива об утверждении Правил, после согласования в конце прошлого года разногласий с Аппаратом Правительства РФ, будет в ближайшее время зарегистрирован Минюстом России.

Руководитель Росархива считает, что принятие Правил откроет возможность утвердить разработанные в его развитие порядки и положения, а также приступить к переработке «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях», утвержденных еще приказом Минкультуры России в 2015 году.


К концу 2020 - началу с 2021 года планируется в целом завершить работу по корпусу нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Положением о Росархиве, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2016 года № 293.

В то же вермя А.Н.Артизов отметил, что это не означает, что нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности будет завершено, поскольку задача цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы, безусловно, касается архивного дела с делопроизводством и требует ее законодательного обеспечения.

Мой комментарий: Как мне кажется, принятие новых нормативно-правовых актов, к сожалению, не всегда способствует совершенствованию нормативно-правовой базы отрасли. И у меня, и у многих коллег слишком много вопросов к этим документам.

С моей точки зрения, для движения вперёд требуются несколько иные подходы. Прежде всего, необходимо иметь ясное представление о том, в каком направлении должна развиваться отрасль, и какие нормативно-правовые акты для этого необходимы.

Источник: сайт Федерального архивного агентства
http://archives.ru/reporting/report-artizov-2020-kollegia.shtml

Комментариев нет:

Отправить комментарий