среда, 23 декабря 2015 г.

Плюсы и минусы использования самостоятельно разработанных форматов первичных учетных документов


Федеральная налоговая служба в письме от 10 ноября 2015 года № ЕД-4-15/19671 высказала свою позицию по вопросу использования самостоятельно разработанных организацией форматов первичных учетных документов.

ФНС отметила, что действующее законодательство в области бухгалтерского учета и налоговое законодательство не содержат ограничений прав субъектов экономической деятельности использовать для оформления любых фактов хозяйственной жизни самостоятельно разработанные форматы первичных учетных документов.

Условия использования электронного документооборота, порядок создания документов в электронной форме, их легитимного оборота и хранения регулируется Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Мой комментарий: Интересно, коллеги из ФНС сами читали этот закон или же только о нем слышали? :) Закон посвящен электронной подписи – лишь одному из реквизитов электронного документа. Про хранение электронных документов в нём ничего не сказано.

По мнению ФНС, первичные учетные документы в электронной форме могут подтверждать доходы и расходы, факты принятия ценностей на учет для целей налогообложения в случаях, когда информация в электронной форме, подписанная электронной подписью, по правилам Закона № 63-ФЗ признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

В соответствии с федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета, устанавливаются федеральными стандартами бухгалтерского учета. В этой связи, до принятия соответствующего федерального стандарта организация может в целях бухгалтерского учета и налогообложения использовать при оформлении первичных учетных документов в электронном виде любой предусмотренный законом № 63-ФЗ вид электронной подписи.

Налоговое законодательство не содержит специальных требований закреплять используемые форматы электронных первичных учетных документов в учетной политике для целей налогообложения.

Если документ в электронной форме составлен не по формату, установленному ФНС России, то такие документы в случае истребования в рамках налоговых проверок представляются в налоговый орган на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа электронной подписью.

С 2013 года определение названия и состава показателей первичных учетных документов, а также формы их представления на бумажном носителе находится в компетенции руководителей экономических субъектов, поэтому, по мнению ведомства, утверждение ФНС России форматов форм первичных учетных документов из альбомов унифицированных форм, утративших обязательность применения, не является целесообразным.

ФНС также сообщило, что в целях поддержки расширения электронного документооборота документами, которые налогоплательщики смогут представлять в налоговые органы по процедурам истребования (или вместе с налоговой декларацией) по телекоммуникационным каналам связи, подготовлены для направления на государственную регистрацию в Минюст России проекты приказов «Об утверждении документа о передаче результатов работ (об оказании услуг)» и «Об утверждении формата документа о передаче товаров при торговых операциях».

Кроме того, подготовлен к размещению по процедуре оценки регулирующего воздействия документ о передаче товаров (работ, услуг, имущественных прав), который может использоваться как:
  • Счет-фактура (корректировочный счет-фактура), выставляемый продавцом при исполнении обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 169 Кодекса, и который является подтверждением права на применение налоговых вычетов по НДС;

  • Счет-фактура (корректировочный счет-фактура) с расширенным набором реквизитов, позволяющих применять электронный документ как основание для применения вычетов по НДС, и как первичный учетный документ, соответствующий требованиям закона № 402-ФЗ для целей бухгалтерского учета;

  • Первичный учетный документ для оформления факта хозяйственной жизни в виде передачи товаров (работ, услуг, имущественных прав) в соответствии с требованиями закона № 402-ФЗ (с набором реквизитов, удовлетворяющим требованиям к показателям первичного учетного документа).
Эти документы оформляют массовые операции передачи товаров, работ, услуг, имущественных прав от одного хозяйствующего субъекта другому. Фактически этих документов достаточно для всех случаев передачи между хозяйствующими субъектами любых видов ценностей.

Универсальность разрабатываемых форматов определяется включением в них элементов «свободных полей», которые могут заполняться налогоплательщиками наименованиями любых учитывающих специфику оформляемого события дополнительных реквизитов (50 символов) и значениями этих реквизитов (2000 символов). Кроме того, налогоплательщикам предоставляется возможность включения в первичный учетный документ отдельного файла любой структуры и вида, реализующего возможность отражения в документе более полной информации о факте хозяйственной жизни.

В ранее рекомендованных ФНС России форматах Товарной накладной «(ТОРГ-12)» и Акта приемки-сдачи работ предусмотрены аналогичные возможности (до 2000 символов с возможностью использования отдельного файла).

Источник:  Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=189733

Комментариев нет:

Отправить комментарий