среда, 30 декабря 2015 г.

Идентификация кредитными организациями клиентов банка


Банком России 15 октября  2015 года утверждено «Положение об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 499-П.

Кредитная организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать (п.1.1):
  • Физическое или юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, физическое лицо, занимающееся частной практикой, которому кредитная организация оказывает услугу на разовой основе либо которое принимает на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, при осуществлении банковских операций и других сделок, а также при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

  • Лицо (включая единоличный исполнительный орган юридического лица), при совершении операции действующее от имени и в интересах или за счет клиента, полномочия которого основаны на доверенности, договоре, акте уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, законе (представитель клиента);

  • Лицо, не являющееся непосредственно участником операции, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом (выгодоприобретатель).
Кредитная организация при проведении идентификации (упрощенной идентификации) оценивает степень (уровень) риска клиента независимо от вида и характера операции, проводимой клиентом, или продолжительности устанавливаемых отношений с клиентом.

Кредитная организация обязана обновлять сведения, полученные в результате идентификации в сроки, установленные законодательством, а также обновлять оценку степени (уровня) риска клиента (п.1.6).

Обновление сведений, а также обновление оценки степени (уровня) риска клиента осуществляются в отношении клиентов, находящихся на обслуживании в кредитной организации на момент наступления у кредитной организации обязанности по обновлению соответствующих сведений, оценки степени (уровня) риска клиента.

При обращении клиента в кредитную организацию для проведения операции обновление сведений должно быть завершено до ее проведения.

При идентификации кредитной организацией самостоятельно либо с привлечением третьих лиц осуществляется сбор сведений и документов, в том числе являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок (п.2.1)

Кредитная организация вправе осуществлять сбор иных сведений (документов), самостоятельно определяемых ею в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

В случае привлечения кредитной организацией к сбору сведений и документов третьих лиц идентификация осуществляется непосредственно кредитной организацией либо лицом, которому поручено проведение идентификации (упрощенной идентификации).

При идентификации, а также при обновлении сведений, полученных в результате их идентификации, кредитная организация использует информацию из открытых информационных систем органов государственной власти РФ, Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, размещенных в Интернете, либо Единой системе межведомственного электронного взаимодействия, в том числе (п.2.2):
  • Сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

  • Сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов;

  • Информацию о наличии в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Для установления сведений о паспортах кредитная организация использует соответствующие информационные сервисы, размещаемые на официальном сайте Федеральной миграционной службы либо в Единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

Кредитная организация также вправе использовать иные источники информации, доступные кредитной организации на законных основаниях.

Обновление сведений, полученных в результате идентификации, осуществляется в соответствии с порядком, установленным в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, путем получения документов и сведений непосредственно от клиента (представителя клиента) и (или) путем обращения к другим источникам информации (п.2.3).

Кредитная организация вправе не проводить повторную идентификацию, повторную упрощенную идентификацию клиента - физического лица при наличии в совокупности следующих условий (п.2.4):
  • Идентификация ранее проведена, и клиент находится на обслуживании;

  • У кредитной организации отсутствуют сомнения в достоверности и точности ранее полученной информации;

  • К сведениям об этом клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме в порядке, установленном кредитной организацией в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
Документы и сведения, на основании которых осуществляется идентификация, должны быть действительными на дату их предъявления (получения) (п.3.1).

Для целей идентификации в кредитную организацию представляются оригиналы документов или надлежащим образом заверенные копии. Если к идентификации имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него (п.3.2).

В случае представления надлежащим образом заверенных копий документов кредитная организация вправе потребовать представления оригиналов соответствующих документов для ознакомления.

Отдельные сведения, подтверждение которых не связано с необходимостью изучения кредитной организацией правоустанавливающих документов, финансовых (бухгалтерских) документов клиента либо документов, удостоверяющих личность физического лица (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, иная контактная информация), могут представляться клиентом (представителем клиента) без их документального подтверждения, в том числе со слов (устно). Достоверность таких сведений подтверждается клиентом в порядке, установленном кредитной организацией в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце фиксируются кредитной организацией в анкете (досье) клиента, представляющей собой отдельный документ или комплект документов, оформленный на бумажном и (или) электронном носителе (п.5.1). Форма анкеты (досье) клиента определяется кредитной организацией в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. По усмотрению кредитной организации в анкету (досье) клиента также могут быть включены иные сведения.

Анкета (досье) клиента, заполненная в электронном виде, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью уполномоченного сотрудника кредитной организации.

Сведения, указываемые в анкете (досье) клиента, могут фиксироваться и храниться кредитной организацией в электронной базе данных, к которой сотрудникам кредитной организации, осуществляющим идентификацию, может быть обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме для проверки информации о клиенте (п.5.2).

Анкета (досье) клиента подлежит хранению в кредитной организации не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом (п.5.3).

Документом также утверждены перечни:
  • Сведений, получаемые в целях идентификации клиентов - физических лиц, представителей клиента - физических лиц, выгодоприобретателей - физических лиц и бенефициарных владельцев;

  • Сведений (документов), получаемых в целях идентификации клиентов - юридических лиц и выгодоприобретателей - юридических лиц;

  • Сведений, включаемые в анкету (досье) клиента.
Источник: Консультант Плюс    
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=190354

Комментариев нет:

Отправить комментарий