среда, 26 мая 2010 г.

США и Россия: Две точки зрения на роль архивов в современном обществе

Выступая 12 мая 2010 года с докладом  на VI заседании Совета по архивному делу,  руководитель Федерального архивного агентства А.Н. Артизов следующим образом обозначил роль архивов в современном российском обществе:  «Главная задача архивов – не исполнение услуг (самую массовую услугу – ответы на социально-правовые запросы – архивы реализуют бесплатно), а выполнение государственных функций по сохранению и пополнению документов Архивного фонда России, являющихся государственной или муниципальной собственностью».

При таком позиционировании своей деятельности архивам, с моей точки зрения, вряд ли удастся занять достойное место в системе государственного управления, а значит, и добиться достойного финансирования. Работа по комплектованию и сохранению национального Архивного Фонда, безусловно, важна,  - но она воспринимается большинством принимающих решения руководителей государственных структур (да и большинством населения), как вид деятельности, который слабо связан с решением наиболее актуальных текущих проблем, и может осуществляться «в фоновом режиме». Под это серьезных денег не дадут, а недостаток финансирования – несомненно, первопричина большинства накопившихся в отрасли проблем.

В США вопрос о роли Национальных Архивов  в конце 2009 года  обсуждался на существенно более высоком уровне – на слушаниях в подкомитете по информационной политике, статистике и национальным архивам комитета Палаты представителей Конгресса США по надзору и реформе государственного управления. Слушания были специально посвящены будущему Национальных Архивов США, и их тема была задана следующим образом: «Исторический музей или агентство, обеспечивающее доступ к документам? Определение и выполнение миссии Национальных Архивов» (см. подробнее: http://rusrim.blogspot.com/2009/12/blog-post_19.html ).

В своём выступлении на слушаниях Архивист США (руководитель национальный архивной службы) основную функцию своего ведомства сформулировал следующими словами: «Действующий стратегический план Национальных Архивов определяет нашу миссию как служение американской демократии путем защиты и обеспечения долговременной сохранности документов нашего государства, гарантируя, что граждане могут вести поиск, использовать и извлекать уроки из этого документального наследия. Мы обеспечиваем постоянный доступ к важнейшей документации, относящейся к правам американских граждан и действиям их правительства. Мы поддерживаем демократию, содействуем гражданскому образованию и способствуем историческому пониманию нашего национального опыта

Как видим, история и исторический опыт также упоминаются, - но среди других очень «звучных» функций Национальных архивов США.

В марте 2010 года Архивист США выступал перед подкомитетом по финансовому управлению, государственной информации федеральным службам и международной безопасности комитета Сената по внутренней безопасности и государственным делам года. Он, прежде всего, рассказал сенаторам о той роли, которую Национальные Архивы играют для американской демократии в целом, и, в частности, для построения современного «открытого правительства» - одной из самых «ударных» программ администрации президента Обамы (см. подробнее:  http://rusrim.blogspot.com/2010/04/blog-post_14.html ).

С моей точки зрения, тесная привязка деятельности архивов к основным принципам американского общества, выпячивание роли управления документами как ключевого элемента, необходимого для построении электронного / открытого правительства в США создает совсем иное представление о роли архивов в обществе,  и позволяет архивам получать очень приличное финансирование даже в условиях финансового кризиса.

Росархив же пока что лишь рассчитывает на то, «… что, как минимум, два мероприятия, связанные с архивами, найдут свое место в новой долгосрочной государственной программе «Электронная Россия»».

Я уверена, - и не устаю об этом говорить публично, - что и программа «Электронная России», и прочие программ, связанных с построением в России информационного общества, - это, прежде всего, юридически значимый электронный документооборот, электронные документы и электронные архивы. Без решения соответствующих вопросов любая программа обречена если не на полный провал, то на прозябание и ползучее продвижение вперед. Определенные успехи последних лет в построении «электронного правительства» напрямую  связаны тем фактом, что именно в этот период было наконец-то обращено внимание на решение проблем  электронных документов и электронного документооборота.

В докладе А.Н. Артизова указывается, что «…будущее архивов напрямую связано с внедрением информационных технологий и электронными документами. Мы должны аккуратно и последовательно предлагать свои услуги там, где действительно имеем классных специалистов и можем реально помочь внедрению электронного документооборота. На сегодня – это вопросы его нормативно-методического обеспечения, унификации и стандартизации традиционного делопроизводства, электронного документирования и электронного документооборота. Именно сюда мы будем направлять свои усилия».

С моей точки зрения, такая «программа участия» недостаточно «зубастая», и она автоматически отодвигает архивистов на вторые, а то и на третьи роли в этих проектах. В этом случае им и впредь будет доставаться только малоинтересная, трудоемкая и плохо оплачиваемая техническая работа, от которой отказались все остальные. В мировом архивном сообществе, напротив, уже стала общепринятой точка зрения, согласно которой архивисты должны на равных с представителями других профессий участвовать в соответствующих проектах, начиная со стадии первоначального проектирования, - и только тогда можно быть уверенным, что, когда придёт время сдавать электронные документы в государственные архивы,  не возникнет неразрешимых проблем. Писать же нормативные и методические документы к уже сформированным без учёта мнения документоведов и архивистов системам -  дело крайне неблагодарное.

Пришла пора потребовать своё законное место в проектах «электронного правительства», пора разорвать порочный круг, когда недостаток денег приводит к потере специалистов и сворачиванию научных исследований, а нехватка специалистов и свежих идей, в свою очередь, к тому, что деньги нет смысла выделять.

Источник: Официальный сайт Федерального архивного агентства
http://archives.ru/reporting/Artizov_120510.shtml

Комментариев нет:

Отправить комментарий