вторник, 11 мая 2010 г.

Андреа ди Майо: Австралия снова превзошла США в области «правительства 2.0»

В своей заметке, опубликованной 3 мая 2010 года на блоге компании Гартнер, известный аналитик компании по вопросам электронного правительства оценивает достижения Австралии.

В конце прошлого года, когда несколько стран опубликовали свои инициативы в области «открытого правительства», на меня произвели сильное впечатление рекомендации, содержавшиеся в отчете, подготовленном для федерального правительства Австралии рабочей группой по «правительству 2.0».

3 мая 2010 года правительство Австралии опубликовало официальный ответ на содержавшиеся в отчете предложения (см. http://www.finance.gov.au/publications/govresponse20report/doc/Government-Response-to-Gov-2-0-Report.pdf ), в котором оно принимает большинство из них, - запуская (пусть и с некоторым запозданием) весьма амбициозный австралийский проект «правительства 2.0».

В отчете рабочей группы по «правительству 2.0» отмечалось, что:
Вместе с сообщением правительства о его политической реакции на данный отчет, необходимо сделать на самом высоком уровне декларацию об открытом правительстве, в которой сказать следующее:
  • Использование технологии для большего вовлечения и участия граждан в процессе разработки политики и в предоставлении услуг будет способствовать созданию более прозрачного, консультирующегося и вовлекающего граждан государственного управления;

  • Информация, которой располагает государственный сектор, является национальным ресурсом. Максимальное открытие к ней доступа на насколько возможно более разрешительных условиях максимизируют её экономическое и социальное значение для австралийцев, и усилят её вклад в поддержание здорового демократического общества;

  • Онлай-активность государственных служащих, в том числе и основательное обсуждение профессиональных вопросов, – либо в рамках их служебных обязанностей, либо в качестве частных лиц, - идёт на пользу государственным органам, в которых они работают, их профессиональной квалификации, тем, с кем они взаимодействуют, и австралийской общественности в целом. Такая активность должна допускаться и поощряться.
Выполнение всего перечисленного выше на всех уровнях государственного управления является неотъемлемой частью задач правительства, включающих реформу государственного сектора, инновационную деятельность и использование национальных инвестиций в широкополосные сети для построения информированного, объединенного и демократического общества.
Самый интересный аспект этих предложений, отличающий их от большинства аналогичных документов, - это объединение вместе вовлечения граждан, раскрытия государственных данных и онлайн-вовлечения государственных служащих.

В ответе правительства Австралии сказано:
Австралийское правительство привержено принципам открытости и прозрачности государственного управления, и Декларация об «открытом правительстве» станет важным подтверждением лидерства в области применения этих принципов. Декларации, совместно с предлагаемыми федеральным правительством Австралии реформами Закона о свободе доступа к государственной информации 1982 года (Freedom of Information Act 1982), будет способствовать распространению ориентирующейся на открытость культуры в масштабах всего государственного аппарата. Соответственно, австралийское правительство подготовит проект Декларации об «открытом правительстве» для представления Парламенту, а через него – народу Австралии.
Здесь практически не уделено внимание третьему аспекту, т.е. онлайн-активности государственных служащих. Вместе с тем, на соответствующую рекомендацию отчета о вовлечении государственных служащих:
«4.3 По умолчанию в государственных органах онлайн-активность государственных служащих должна допускаться и приветствоваться. Государственные органы должны поддерживать вовлечение сотрудников, предоставляя им доступ к необходимым инструментам и предпринимая усилия по преодолению внутренних технических и политических барьеров.»
правительство дало следующий ответ:
ПРИНЯТО: Министерство финансов, консультируясь с Австралийской комиссией по вопросам государственной службы (Australian Public Service Commission, APSC) и с ведомствами, будет руководить подготовкой рекомендаций по улучшению онлайн-активности.

Необходимо, чтобы высшее руководство государственной службы обеспечило, чтобы в агентствах была возможность изменений «сверху-вниз», и чтобы государственным служащим действительно создавали условия и поощряли к онлайн-активности, в рамках специфических условий их государственного органа.

Расходы на проведение в государственных органов изменений, необходимых для преодоления внутренних технических и политических барьеров, должны будут нести сами государственные органы, как часть их расходов на повседневную деловую деятельность.

Министерство финансов создаст онлайн-форум для оказания помощи государственным органам по документированию их инициатив и извлеченных из них уроков.
что довольно-таки похоже на одобрение. Кроме того, правильно, что расходы на изменения несут сами государственные органы, поскольку это, несомненно, будет подталкивать их к разумному использованию методов «правительства 2.0», и там, где они смогут получить максимальное положительное влияние на их основную деятельность.

Но австралийцы пошли еще дальше. В отчете предлагалось:
«4.4 Государственные органы должны поддерживать движимые инициативами снизу, инновационные предложения на основе «правительства 2.0», которые создают или поддерживают большее вовлечение и взаимодействие с их клиентами, гражданами и/или группами по интересам по различным направлениям работы государственного органа. Они должны создать культуру, предоставляющую персоналу возможность экспериментировать и по собственной инициативе создавать новые пути для вовлечения, - награждая особенно тех, кто создает новые средства и методы вовлечения/участия, которые могут быть быстро включены в практику основной деятельности, повышающую эффективность подразделения или учреждения.»
Со стороны правительства последовала ясная одобрительная реакция:
ПРИНЯТО: Осуществление этой рекомендации должно привести к улучшению взаимопонимания между правительством и гражданами, открывая возможности для инноваций и повышения качества оказания услуг.

Агентства правительства Австралии должны создать условия для развития культуры, дающей сотрудникам возможность экспериментировать и разрабатывать новые возможности для онлайн-вовлечения.

Агентства могут разработать внутренние механизмы стимулирования - в дополнение к наградам за усилия по созданию «правительства 2.0», предложенным в рекомендации 5 отчета - для поощрения инновационной деятельности и онлайн-активности сотрудников.

Агентства должны также обеспечить, чтобы усилия по онлайн-вовлечению охватывали широкий круг заинтересованных групп, - например, это может быть блог практикующего врача, обеспечивающий «обратную связь» относительно процедур медицинского страхование, в дополнение к блогу гражданина о совершенствовании процесса обработки претензий.
Теперь посмотрим повнимательнее на некоторые места в ответе правительства [в оригинальном тексте данные более крупным шрифтом, чем в приведенных ранее цитатах – Н.Х.]:
  • Необходимо, чтобы высшее руководство государственной службы обеспечило, чтобы в агентствах была возможность изменений «сверху-вниз», и чтобы государственным служащим действительно создавали условия и поощряли к онлайн-активности, в рамках специфических условий их государственного органа.

  • Агентства должны также обеспечить, чтобы усилия по онлайн-вовлечению охватывали широкий круг заинтересованных групп, - например, это может быть блог практикующего врача, обеспечивающий «обратную связь» относительно процедур медицинского страхование, в дополнение к блогу гражданина о совершенствовании процесса обработки претензий.
Суть первого пункта в том, чтобы сделать сотрудников центральными фигурами, в то время, как второй пункт признает значимость уже существующих сообществ, - в противовес к идее создания государством «собственных» сообществ: почти идеальный пример движимого инициативой граждан, опирающегося на сотрудников государственного управления.

По иронии судьбы, отчет австралийской рабочей группы по «правительству 2.0» был опубликован вскоре после обнародования американской «Директивы об открытом правительстве» в декабре 2009 года, и этот отчет кажется гораздо более перспективным, Теперь же ответ правительства Австралии появился менее чем через месяц после публикации многочисленными агентствами федерального правительства США их планов в отношении «открытого правительства». Американские инициативы явно перекошены в сторону контроля государственных органов над тем, где происходит диалог (с помощью таких механизмов, как IdeaScale,а теперь и FedSpace), - в то время как австралийцы, кажется, склонны вести диалог там, где это можно сделать наиболее эффективно, то есть между государственными служащими и гражданами, и как на «правительственной», так и на «неправительственной» территории.

Конечно, нам еще предстоит увидеть, как будут выглядеть окончательные планы и декларация, но если австралийцы сделают то, о чем говорят, то у них будет очень хороший шанс стать настоящими лидерами в гонке по созданию «правительства 2.0» / «открытого правительства».

Андреа ди Майо (Andrea DiMaio)

Источник: блог компании Гартнер
http://blogs.gartner.com/andrea_dimaio/2010/05/03/australia-beats-the-us-again-on-government-2-0/

Комментариев нет:

Отправить комментарий