В конце прошлого года, когда несколько стран опубликовали свои инициативы в области «открытого правительства», на меня произвели сильное впечатление рекомендации, содержавшиеся в отчете, подготовленном для федерального правительства Австралии рабочей группой по «правительству 2.0».
3 мая 2010 года правительство Австралии опубликовало официальный ответ на содержавшиеся в отчете предложения (см. http://www.finance.gov.au/publications/govresponse20report/doc/Government-Response-to-Gov-2-0-Report.pdf ), в котором оно принимает большинство из них, - запуская (пусть и с некоторым запозданием) весьма амбициозный австралийский проект «правительства 2.0».
В отчете рабочей группы по «правительству 2.0» отмечалось, что:
Вместе с сообщением правительства о его политической реакции на данный отчет, необходимо сделать на самом высоком уровне декларацию об открытом правительстве, в которой сказать следующее:Самый интересный аспект этих предложений, отличающий их от большинства аналогичных документов, - это объединение вместе вовлечения граждан, раскрытия государственных данных и онлайн-вовлечения государственных служащих.
Выполнение всего перечисленного выше на всех уровнях государственного управления является неотъемлемой частью задач правительства, включающих реформу государственного сектора, инновационную деятельность и использование национальных инвестиций в широкополосные сети для построения информированного, объединенного и демократического общества.
- Использование технологии для большего вовлечения и участия граждан в процессе разработки политики и в предоставлении услуг будет способствовать созданию более прозрачного, консультирующегося и вовлекающего граждан государственного управления;
- Информация, которой располагает государственный сектор, является национальным ресурсом. Максимальное открытие к ней доступа на насколько возможно более разрешительных условиях максимизируют её экономическое и социальное значение для австралийцев, и усилят её вклад в поддержание здорового демократического общества;
- Онлай-активность государственных служащих, в том числе и основательное обсуждение профессиональных вопросов, – либо в рамках их служебных обязанностей, либо в качестве частных лиц, - идёт на пользу государственным органам, в которых они работают, их профессиональной квалификации, тем, с кем они взаимодействуют, и австралийской общественности в целом. Такая активность должна допускаться и поощряться.
В ответе правительства Австралии сказано:
Австралийское правительство привержено принципам открытости и прозрачности государственного управления, и Декларация об «открытом правительстве» станет важным подтверждением лидерства в области применения этих принципов. Декларации, совместно с предлагаемыми федеральным правительством Австралии реформами Закона о свободе доступа к государственной информации 1982 года (Freedom of Information Act 1982), будет способствовать распространению ориентирующейся на открытость культуры в масштабах всего государственного аппарата. Соответственно, австралийское правительство подготовит проект Декларации об «открытом правительстве» для представления Парламенту, а через него – народу Австралии.Здесь практически не уделено внимание третьему аспекту, т.е. онлайн-активности государственных служащих. Вместе с тем, на соответствующую рекомендацию отчета о вовлечении государственных служащих:
«4.3 По умолчанию в государственных органах онлайн-активность государственных служащих должна допускаться и приветствоваться. Государственные органы должны поддерживать вовлечение сотрудников, предоставляя им доступ к необходимым инструментам и предпринимая усилия по преодолению внутренних технических и политических барьеров.»правительство дало следующий ответ:
ПРИНЯТО: Министерство финансов, консультируясь с Австралийской комиссией по вопросам государственной службы (Australian Public Service Commission, APSC) и с ведомствами, будет руководить подготовкой рекомендаций по улучшению онлайн-активности.что довольно-таки похоже на одобрение. Кроме того, правильно, что расходы на изменения несут сами государственные органы, поскольку это, несомненно, будет подталкивать их к разумному использованию методов «правительства 2.0», и там, где они смогут получить максимальное положительное влияние на их основную деятельность.
Необходимо, чтобы высшее руководство государственной службы обеспечило, чтобы в агентствах была возможность изменений «сверху-вниз», и чтобы государственным служащим действительно создавали условия и поощряли к онлайн-активности, в рамках специфических условий их государственного органа.
Расходы на проведение в государственных органов изменений, необходимых для преодоления внутренних технических и политических барьеров, должны будут нести сами государственные органы, как часть их расходов на повседневную деловую деятельность.
Министерство финансов создаст онлайн-форум для оказания помощи государственным органам по документированию их инициатив и извлеченных из них уроков.
Но австралийцы пошли еще дальше. В отчете предлагалось:
«4.4 Государственные органы должны поддерживать движимые инициативами снизу, инновационные предложения на основе «правительства 2.0», которые создают или поддерживают большее вовлечение и взаимодействие с их клиентами, гражданами и/или группами по интересам по различным направлениям работы государственного органа. Они должны создать культуру, предоставляющую персоналу возможность экспериментировать и по собственной инициативе создавать новые пути для вовлечения, - награждая особенно тех, кто создает новые средства и методы вовлечения/участия, которые могут быть быстро включены в практику основной деятельности, повышающую эффективность подразделения или учреждения.»Со стороны правительства последовала ясная одобрительная реакция:
ПРИНЯТО: Осуществление этой рекомендации должно привести к улучшению взаимопонимания между правительством и гражданами, открывая возможности для инноваций и повышения качества оказания услуг.Теперь посмотрим повнимательнее на некоторые места в ответе правительства [в оригинальном тексте данные более крупным шрифтом, чем в приведенных ранее цитатах – Н.Х.]:
Агентства правительства Австралии должны создать условия для развития культуры, дающей сотрудникам возможность экспериментировать и разрабатывать новые возможности для онлайн-вовлечения.
Агентства могут разработать внутренние механизмы стимулирования - в дополнение к наградам за усилия по созданию «правительства 2.0», предложенным в рекомендации 5 отчета - для поощрения инновационной деятельности и онлайн-активности сотрудников.
Агентства должны также обеспечить, чтобы усилия по онлайн-вовлечению охватывали широкий круг заинтересованных групп, - например, это может быть блог практикующего врача, обеспечивающий «обратную связь» относительно процедур медицинского страхование, в дополнение к блогу гражданина о совершенствовании процесса обработки претензий.
Суть первого пункта в том, чтобы сделать сотрудников центральными фигурами, в то время, как второй пункт признает значимость уже существующих сообществ, - в противовес к идее создания государством «собственных» сообществ: почти идеальный пример движимого инициативой граждан, опирающегося на сотрудников государственного управления.
- Необходимо, чтобы высшее руководство государственной службы обеспечило, чтобы в агентствах была возможность изменений «сверху-вниз», и чтобы государственным служащим действительно создавали условия и поощряли к онлайн-активности, в рамках специфических условий их государственного органа.
- Агентства должны также обеспечить, чтобы усилия по онлайн-вовлечению охватывали широкий круг заинтересованных групп, - например, это может быть блог практикующего врача, обеспечивающий «обратную связь» относительно процедур медицинского страхование, в дополнение к блогу гражданина о совершенствовании процесса обработки претензий.
По иронии судьбы, отчет австралийской рабочей группы по «правительству 2.0» был опубликован вскоре после обнародования американской «Директивы об открытом правительстве» в декабре 2009 года, и этот отчет кажется гораздо более перспективным, Теперь же ответ правительства Австралии появился менее чем через месяц после публикации многочисленными агентствами федерального правительства США их планов в отношении «открытого правительства». Американские инициативы явно перекошены в сторону контроля государственных органов над тем, где происходит диалог (с помощью таких механизмов, как IdeaScale,а теперь и FedSpace), - в то время как австралийцы, кажется, склонны вести диалог там, где это можно сделать наиболее эффективно, то есть между государственными служащими и гражданами, и как на «правительственной», так и на «неправительственной» территории.
Конечно, нам еще предстоит увидеть, как будут выглядеть окончательные планы и декларация, но если австралийцы сделают то, о чем говорят, то у них будет очень хороший шанс стать настоящими лидерами в гонке по созданию «правительства 2.0» / «открытого правительства».
Андреа ди Майо (Andrea DiMaio)
Источник: блог компании Гартнер
http://blogs.gartner.com/andrea_dimaio/2010/05/03/australia-beats-the-us-again-on-government-2-0/
Комментариев нет:
Отправить комментарий