Особо ценное движимое имущество
Теперь, по закону, все движимое имущество как бюджетных, так и казенных учреждений делится на две части: «особо ценное движимое имущество» - и всё остальное.
Бюджетные учреждения будут отвечать «по своим обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом» … «за исключением особо ценного движимого имущества … а также недвижимого имущества» (п.2 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, автономные и бюджетные учреждения, без согласия собственника, не вправе распоряжаться только недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, а остальное имущество находится в их полном распоряжении, и они могут делать с ним все, что сочтут необходимым – продать, уничтожить и т.д. (см. ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации; и ст.9.1. ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Ключевым является вопрос о том, что понимается под особо ценным движимым имуществом учреждения, и кто это будет определять. Уточнения по этому поводу внесены в Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» новой статьей 9.1.
Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»Виды особо ценного движимого имущества определяются федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, а «перечни особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя». Аналогичные положения внесены и в Федеральный закон от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (ст.3).
Статья 9.1. Государственные, муниципальные учреждения
11. Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации…
Как это затрагивает архивы и архивные документы
С моей точки зрения, всем, кого затронет эта «бюрократическая революция», при проведении реорганизации необходимо приложить все усилия к тому, чтобы все архивные документы бюджетных организаций (даже временного срока хранения) были включены в разряд «особо ценного движимого имущества». Это позволит обеспечить надлежащее финансирование обеспечения их сохранности, поскольку, например, для бюджетных учреждений предусмотрено, что «финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание … особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем». В противном случае бюджетной организации придется финансировать деятельность своего архива из денег, которые были им дополнительно заработаны.
Урегулирован и вопрос с документами Архивного фонда Российской Федерации. Так в закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в ст.26 внесено уточнение (ст.4), что «… документы Архивного фонда Российской Федерации…, находящиеся в оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений культуры, подлежат отнесению к особо ценному движимому имуществу государственных (муниципальных) учреждений культуры». А Федеральным законом от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждениям запрещено вносить документы Архивного фонда РФ «в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника» (ст. 3).
Однако, если попытаться перенести эти положения на архивные учреждения, то сразу же возникает ряд серьезных вопросов. Законодательство не учитывает, что на хранении в государственных и муниципальных архивах находятся и другие архивные документы, в том числе «документы по личному составу», которые не относятся к документам Архивного фонда Российской Федерации, - а значит на них статус «особо ценного движимого имущества» автоматически не распространяется!
«Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук» (утв. приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федераций от 18.01.2007 № 19)Кроме того, не совсем понятно, к какому подвиду движимого имущества будут относиться архивные документы, принятые на хранение уже после проведения реорганизаций. Не ясна также и судьба документов, которые архивы принимают на хранение от коммерческих организаций за деньги. Могут ли они быть отнесены к особо ценному движимому имуществу? Будет ли финансироваться обеспечение их сохранности их государственного бюджета, если, например, коммерческая организация, передавая свои документы на хранение, самостоятельно оплатила архиву услуги по хранению её документов по личному составу в течение 75 положенных лет?
1.2. Документы Архивного фонда Российской Федерации - архивные документы, прошедшие экспертизу ценности документов, поставленные на государственный учет и подлежащие постоянному хранению.
1.3. Документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, относятся к другим архивным документам.
У архивов не очень много времени на «утряску» этих вопросов, поскольку «федеральным государственным органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей бюджетных учреждений» до 1 марта 2011 года необходимо принять решения «об отнесении движимого имущества федеральных бюджетных учреждений к особо ценному движимому имуществу» (ст.31).
Источник: Российская газета
http://www.rg.ru/2010/05/12/pravovoe-izmenenie-dok.html
Вопрос с финансированием архивов всегда очень сложно дается нынешнему правительству. Что же будет дальше? Неужели архивам придется выплывать, как выброшенным в реку котятам? Если сейчас практически нет поддержки, то потом все само позабудется?
ОтветитьУдалитьК примеру в Удмуртии закрыли республиканский архив на неопределенный срок из-за ветхости здания, невозможности установить современную систему пожаротушения. Новое здание реконструируется с 1998 г. и неизвестно сколько еще это протянется. Долгострои всегда выгоды высшим чинам. Все всё прекрасно видят и понимают, что деньги разворовываются в открытую. Это ж надо, за 10 лет сделали и даже отремонтировали по новой всего 1 этаж!!! Понятно, что дело так долго с мертвой точки е сдвинется. А вот в старое здание никто не хочет вкладываться. В итоге, кто страдает? Граждане, которые обратившись в архив не смогут получить справки и реализовать свои соц. права. Любопытно, что нигде в СМИ не прошла информация о закрытии архива, даже а офиц. сайте. Есть статья только здесь http://www.liveinbox.ru/2010/06/ob-arxivax-i-pozharnyx/