пятница, 18 апреля 2008 г.

Обсуждение проекта нового закона об архивах во французском парламенте


9 апреля 2008 года в нижней палате французского парламента – Национальной Ассамблее состоялись слушания, посвященные проекту нового закона об архивах. До этого проект прошел Сенат, который внес в него ряд существенных поправок.

С докладом от имени комиссии по конституционному праву, законодательству и по общим вопросам государственного управления выступил депутат Франсуа Кальве (François Calvet).

François Calvet

Докладчик отметил, что архивы являются такой же частью культурного наследия, как исторические памятники и произведения искусства, и в отношении этого наследия нужно решать две основные задачи: защиту и обеспечение доступа для граждан. Архивы решают три основные задачи: они сохраняют коллективную память, обеспечивают непрерывность деятельности государственного аппарата, и дают возможность гражданам отстаивать свои права, предоставляя им доступ к относящимся к ним или же к представляющим для них интерес документам.

Действующее архивное законодательство было установлено законом «Об архивах» № 79-18 от 3 января 1979 г. В этом законе были сведены воедино и упрощены правила, разбросанные ранее по другим разделам законодательства, и также был упрощен доступ к архивам.

Необходимость пересмотреть правила доступа к архивным документам, установленные в 1979 году,  связана с произошедшими с того времени изменениями – ростом объемов производимых архивных документов вследствие процессов децентрализации, ростом интереса к новым категориям документов, связанным с историей предприятий и историей науки, требованиями большей открытости документов, относящихся к современной истории. Кроме того, если французский закон 1979 года служил образцом для других стран, то сейчас он уже устарел в свете произошедших социальных изменений и сокращения в других странах сроков ограничения доступа к документам.

В связи с этим, 28 августа 2006 года правительство внесло в Сенат проекты общего закона об архивах и закона об архивах Конституционного совета. Оба проекта были одобрены Сенатом 8 января 2008 года, при этом Сенат добавил в них 17 новых статей.

Проект закона расширяет сферу действия архивного законодательства, за счет изменения определения понятия «архив». Признается что качество архива связано природой документов, а не с их возрастом или сохранностью. Убрана также ссылка на физический носитель. Большие объемы данных, существующие в электронном виде, – например, сообщения электронной почты, - могут представлять не меньший интерес, чем документы на бумажном носителе.

Архивы делятся на три «возрастные» группы, в зависимости от характера их использования. Легализуется сложившаяся в последние годы практика передачи промежуточных архивов, содержащих закрытые дела, которые, однако, должны храниться в организации вследствие того, что они все еще нужны для решения задач государственного управления, под управление специализированных частных компаний, однако при этом ставятся жесткие условия, которые должны обеспечить должную сохранность документов.

Проект предусматривает уменьшение сроков ограничения доступа к архивам.  Сроки, установленные в 1979 году, уже не соответствуют сегодняшним требованиям к прозрачности государственной власти, и растущему интересу к архивным материалам.

Большое раздел проекта устанавливает законодательное регулирование деятельности частных архивов. Это сделано на том основании, что частные архивы часто представляют интерес для широкой общественности, оправдывающий действия государства, гарантирующие сохранность этого наследия. Это относятся как  к архивам физических лиц (учёных, политиков и т.д.), так и к архивам юридических лиц (предприятий, ассоциаций, политических партий).

В проекте также предусматриваются штрафные санкции за нарушения законодательства, относящегося к государственным архивам, в том числе в случае умышленного присвоения государственных документов – вместо года тюрьмы и штрафа в 3750 евро теперь предлагается давать 3 года тюрьмы и взимать 45 тысяч евро штрафа, плюс дополнительные наказания в виде поражения в правах и запрета занимать государственные должности.

Источник: Национальная Ассамблея Франции
http://www.assemblee-nationale.fr/13/rapports/r0810.asp

Комментариев нет:

Отправить комментарий