С докладом от имени комиссии по конституционному праву, законодательству и по общим вопросам государственного управления выступил депутат Франсуа Кальве (François Calvet – на фото).
Докладчик отметил, что архивы являются такой же частью культурного наследия, как исторические памятники и произведения искусства, и в отношении этого наследия нужно решать две основные задачи: защиту и обеспечение доступа для граждан. Архивы решают три основные задачи: они сохраняют коллективную память, обеспечивают непрерывность деятельности государственного аппарата, и дают возможность гражданам отстаивать свои права, предоставляя им доступ к относящимся к ним или же к представляющим для них интерес документам.
Государство выступает в качестве гаранта сохранности этого исторического наследия, обеспечивая как сохранность государственных документов, так и защиту частных архивов.
Помимо культурно-исторического, архивы также имеют политическое и административное значение. Открытый доступ к ним необходим в связи с тем, что они предоставляют информацию и дают возможность гражданам отстаивать свои права. Открытость архивов способствует прозрачности демократического государства. Именно поэтому принцип свободного доступа к архивам был установлен в революционный период, в законе от 7 мессидора II года Республики (1794), в соответствии с которым были созданы Национальные Архивы, ответственные за сбор всех государственных документов и предоставление гражданам свободного доступа к ним.
Действующее архивное законодательство было установлено законом об архивах № 79-18 от 3 января 1979 г., и кодифицировано во 2-м томе Кодекса об историческом наследии. В этом законе были сведены воедино и упрощены правила, разбросанные ранее по другим разделам законодательства, и также был упрощен доступ к архивам. Дело в том, что со временем принципиальные положения закона от 7 мессидора II года Республики были постепенно выхолощены путем принятия законодательных актов, ограничивающих доступ к определенным категориям документов. Закон от 3 января 1979 г. был принят в общем контексте обеспечения большей открытости государства и признания за гражданами «права знать» о деятельности государственных органов. Этот закон был прият вслед за двумя законами, открывшими широкий доступ к государственным документам:
- Законом о мерах по улучшению взаимодействия между государственной администрацией и населением № 78-753 от 17 июля 1978, заложившим общий принцип доступности государственных документов, не носящих персонального характера,
- Законом о защите персональных данных № 78-17 от 6 января 1978, признавшим право граждан на ознакомление с имеющимися на них персональными данными и на их корректировку.
В связи с этим, 28 августа 2006 года правительство внесло в Сенат проекты общего закона об архивах и закона об архивах Конституционного совета. Оба проекта были одобрены Сенатом 8 января 2008 года, при этом Сенат добавил в них 17 новых статей.
1. Обеспечение большей защищенности как государственных, так и частных архивов
Проект закона расширяет сферу действия архивного законодательства, за счет изменения определения понятия «архив» в статьях 1a и 1b. Признается что качество архива связано природой документов, а не с их возрастом или сохранностью. Убрана также ссылка на физический носитель. Большие объемы данных, существующие в электронном виде, – например, сообщения электронной почты, - могут представлять не меньший интерес, чем документы на бумажном носителе.
Сохранность представляющий особый интерес архивов обеспечивается несколькими способами:
- Публичный характер архивов, создаваемых как государственными органами, так и организациями, миссией которых является оказание публичных услуг, ставит их под режим защиты, предусмотренный для государственных документов;
- Установление определенных правовых обязательств для частных архивов, если те получили статус исторических архивов;
- Прерогативы государства в отношении частных архивов, не имеющих статуса исторических.
Архивы делятся на три «возрастные» группы, в зависимости от характера их использования:
- Оперативные архивы, содержащие открытые досье – они в минимальной степени затрагиваются архивным законодательством:
- Промежуточные архивы, содержащие закрытые дела, которые, однако, должны храниться в организации вследствие того, что они все еще нужны для решения задач государственного управления;
- По окончании периода использования в организации-создателе, архивные документы проходят экспертизу ценности, по итогам которой часть документов уничтожается, а те документы, которые имеют деловое либо историческое значение, поступают в исторические архивы, управляемые архивной службой. Подобный отбор необходим ввиду огромных объёмов создаваемых государственными органами документов. В исторические архивы попадает примерно 10% всех документов.
Что касается исторических архивов, то в проекте закона расширяется список критериев отбора документов. Так, должны сохраняться документы, представляющие научный интерес. Проект предусматривает возможность хранения исторических архивов у их создателей, вместо передачи в Национальные Архивы – при условии, что гарантируется безопасность архивов, их сохранность и доступ.
Одной из основных проблем при формировании архивных фондов является проблема получения архивных документов от политических деятелей. У Национальных Архивов нет возможности полностью проконтролировать сдачу таких документов, тем более, что у политиков порой возникает искушение оставить у себя те документы, которые могут пригодиться им для собственной деловой деятельности. Существующая схема, рассчитанная на использование в государственных органах, не работает при взаимоотношениях с политическими деятелями.
Для упрощения процесса комплектования документами политических деятелей, в статье 11 проекта закрепляется практика используемых протоколов передачи публичных документов, имеющихся в распоряжении президентов республики, премьер-министров и других членов правительства, а также их персональных помощников. Собственники архивов получают в качестве компенсации право доступа к сданным документам и право контролировать доступ к ним третьих лиц и организаций в течение периода времени, установленного Кодексом об историческом наследии – это, в большинстве случаев, 25 лет.
В проекте также предусматриваются штрафные санкции за нарушения законодательства, относящегося к государственным архивам. В статье 3 запрещается незаконно удерживать у себя государственные документы, и предусматривается возможность действий, направленных на изъятие документов либо возмещение нарушителем ущерба. За отказ вернуть государственные документы предусматривает год тюремного заключения и 15 тысяч евро штрафа. Статья 12 усиливает наказания в случае умышленного присвоения государственных документов – вместо года тюрьмы и штрафа в 3750 евро теперь предлагается давать 3 года тюрьмы и взимать 45 тысяч евро штрафа, плюс дополнительные наказания в виде поражения в правах и запрета занимать государственные должности.
1.2 Защита частных архивов
Частные архивы часто представляют интерес для широкой общественности, оправдывающий действия государства, гарантирующие сохранность этого наследия. Это могут быть архивы как физических лиц (учёных, политиков и т.д.), или юридических лиц (предприятий, ассоциаций, политических партий). Хотя немалое число частных архивов депонированы в государственной архивной службе, остальные по-прежнему хранятся в частных помещениях.
Когда частные архивы представляют такой интерес для общественности, им может быть присвоен статус исторических архивов. Этот статус никак не влияет на права собственности, но делает документы неотторжимыми, запрещается их вывоз, а любые действия с ними требуют авторизации со стороны архивной службы. Кроме того, архивная служба получает право инспектировать состояние этих архивов; она должна извещаться о любых планах уничтожения или передачи.
Проект закона гармонизирует защиту, предоставляемую частным архивам, имеющим статус исторических, с той защитой, которую Кодекс об историческом наследии предоставляет объектам, имеющим статус исторических памятников. В результате положения Кодекса становятся более согласованными между собой, и усиливается защищенность исторических архивов.
Статья 6 проекта закона предусматривает, что на частные архивы, получившие статус исторических, распространяются те же меры мониторинга, что и в отношении исторических памятников. Владелец архивов в течение 15 дней обязан сообщать об их перемещении в другое место, а в случае продажи, раскрывать личность покупателя. Кроме того, любое лицо, ставшее собственником таких архивов в результате дарения, получения в наследство и т.п., должно оповестить архивную службу о переходе прав собственности. Несоблюдение этих требований предлагается наказывать штрафом в 30 тысяч евро.
Помимо этого, статья 12 предусматривает наказания за продажу, передачу и уничтожение исторических архивов без ведома архивной службы. Размер штрафа может быть от 4,5 до 45 тысяч евро, и может быть увеличен до двойной стоимость отчужденных документов.
В добавленной статье 6-бис Сенат установил, что поддержание и реставрация частных исторических архивов должна проводиться под научно-техническим контролем архивной службы – так же, как контролируется реставрация исторических памятников. В качестве компенсации, статья 18A предусматривает сокращение размера подоходного налога, взимаемого с владельцев исторических архивов, выполняющих реставрацию, консервацию либо инвентаризацию своих архивов. Подобная налоговая льгота должна способствовать должному сохранению документов их собственниками – что сегодня далеко не всегда имеет место. Сейчас, например, редко проводится полная инвентаризация фондов частных архивов.
Наконец, статья 18 распространяет на частные архивы налоговые льготы, предоставляемые коммерческим организациям, приобретающим культурные ценности, относимые к национальному достоянию. Организации, приобретающие архивы, являющиеся национальным достоянием, и не возражающие, чтобы им был придан статус исторических, могут получить право на льготы в отношении корпоративного налога или подоходного налога.
2. Защита частных архивов, не имеющих статуса национальных
У государства есть ряд законных средств обеспечить сохранность частных архивов, не отнесенных к историческим, особенно в случае вывоза за пределы страны или продажи.
В виде исключения из общих принципов законодательства, вывоз архивов возможен только при условии получения соответствующего разрешения от государства. В выдаче такого разрешения может быть отказано, если будет установлено, что архивы имеют характер национального достояния. Кроме того, в качестве условия на выдачу разрешения на экспорт, государство может потребовать провести предварительное полное или частичное копирование архивов.
Статья 7 расширяет перечень обстоятельств, при которых государство вправе потребовать репродукции частных архивов до их вывоза. Статья дает возможность местным властям, публичным организациям и фондам обращаться в государственные органы с требованием об использовании этого права.
Проект также упрощает использование государством своего преимущественного права на покупку в случае публичной продажи частных архивов. Статья 8 предусматривает требование об извещении архивной службы в случае распродажи архива после неудачного аукциона. Статья 9 предусматривает, что на таких распродажах государство имеет преимущественное право на покупку.
Защита государственных и частных архивов от краж и деградации
Как и в случае других категорий культурных ценностей, возможна кража архивов вследствие их рыночной стоимости, или повреждение, иногда из чистого вандализма. Повторяемость подобных случаев ставит вопрос о введении серьезные наказаний, которые и предусмотрены в проекте.
Согласно статье 12, наказание за уничтожение частных архивов ужесточается с 4,5 тысяч евро до 45 тысяч евро и трех лет тюремного заключения.
По инициативе правительства, Сенат усилил наказания за кражу и повреждение культурных ценностей, включая государственные архивы и частные архивы, получившие статус исторических. Статья 28 предусматривает 7 лет тюремного заключения и штраф в 100 тысяч евро за ражу, уничтожение, повреждение или ухудшение состояния исторических ценностей – вместо применяемого сейчас наказания в три года тюремного заключения и 45 тысяч евро штрафа.
Эти санкции дополняются превентивными мерами. Так, статья 12 позволяет в административном порядке запретить доступ в архивы лицам, признанным виновными в хищении государственного имущества.
Уменьшение периода ограничения доступа к архивам
Проект предусматривает уменьшение сроков ограничения доступа к архивам. Сроки, установленные в 1979 году, уже не соответствуют сегодняшним требованиям к прозрачности государственной власти, и растущему интересу к архивным материалам.
С одной стороны, растет посещаемость архивов все более разнообразной публикой. Национальные Архивы посещаются сейчас уже не одними только профессиональными исследователями (которые составляют примерно 50% посетителей), но и любителями генеалогических исследований и людьми, ищущими определенную информацию.
С другой стороны, большинство исследований фокусируется на событиях современной истории, вследствие чего растет число обращений о предоставлении доступа к пока еще закрытым для публики архивам в виде исключения. Используемые во Франции сроки ограничения доступа ставят французских исследователей в невыгодное положение по сравнению с их зарубежными коллегами, уже имеющими доступ к современным источникам. Например, французские специалисты, изучающие режим Виши, были вынуждены в основном использовать материалы из российских архивов, которые были открыты в начале 90-х годов. Кроме того, более ограничивающий режим отпугивает зарубежных специалистов от проведения исследований во французских архивах.
Слишком долгое сохранение секретности, вместо того, чтобы защитить действия государства, наоборот, способствует распространению различных фантазий по поводу недавнего прошлого, и теории заговоров. Большая открытость государственных архивов будет способствовать прозрачности государственной власти, информированию граждан и серьёзным научным обсуждениям.
Статья 11 проекта меняет сроки раскрытия государственных документов, таким образом, чтобы упростить к ним доступ, защищая в то же время установленную законом тайну и персональные данные граждан. Статья устанавливает принцип немедленного доступа к государственным архивам (с рядом исключений) – в то время, как, согласно действующему законодательству, доступ предоставляется через 30 лет. Также уменьшаются сроки ограничения доступа к определенным видам документов:
- Срок ограничения доступа к персональным данным медицинского характера уменьшается со 150 лет - до 120 лет, или 25 лет со дня смерти;
- Срок ограничения доступа к документам, содержащим военную или государственную тайну, уменьшается с 60 до 50 лет;
- Документы, содержащие персональные данные, раскрываются через 75 лет. Сейчас большинство из этих документов раскрываются через 60 лет (за исключением данных, собранных во время статистических обследований, включающих сбор информации о частной и семейной жизни – они раскрываются через 100-120 лет). В отношении документов, относящихся к несовершеннолетним, анкет переписей и документов полицейских расследований по делам о преступлениях сексуального характера, - сохраняется период ограничения доступа в 100 лет.
- Срок раскрытия судебных документов, актов гражданского состояния и нотариальных документов, снижается о 100 до 75 лет.
В интересах общественной безопасности, исключаются из процесса раскрытия документы, относящиеся к производству оружия массового уничтожения, а также документы, раскрытие которых с большой вероятность могло бы поставить под угрозу безопасность людей – в основном это документы, касающиеся агентов специальных служб.
Сокращение сроков раскрытия документов, предлагаемое проектом закона
Источник: Национальная Ассамблея Франции
http://www.assemblee-nationale.fr/13/rapports/r0810.asp
Комментариев нет:
Отправить комментарий