вторник, 27 декабря 2022 г.

Инструкции Росавиации по учету, использованию, хранению и уничтожению электронных носителей с информацией ограниченного распространения

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиации) приказом от 30 ноября 2022 года № 874-П утвердило «Инструкции по учету, использованию, хранению и уничтожению электронных носителей информации для обработки и хранения электронных копий документов, содержащих сведения/информацию ограниченного распространения». Приказ вступает в силу с 1 января 2023 г.

Содержание документа следующее:

I. Цели и назначение. Область применения

II. Перечень нормативных правовых актов

III. Порядок организации работы на автоматизированных рабочих местах

IV. Порядок работы с документами категории ДСП на электронных носителях

Инструкция устанавливает требования к:

  • Учету, использованию, хранению и уничтожению электронных носителей информации для обработки и хранения электронных копий документов, содержащих сведения/информацию ограниченного распространения (далее - категория ДСП), и

  • Порядку работы на автоматизированных рабочих местах с документами категории ДСП независимо от вида носителя информации.

В Росавиации применяется смешанная технологическая система обработки документов категории ДСП, совмещая традиционную (бумажную), электронные и цифровые технологии (п.1.2).

Обработка и оформление документов категории ДСП осуществляется в структурных подразделениях центрального аппарата Росавиации (п1.3).

Документы категории ДСП, находящиеся в распоряжении Росавиации, направляются в другие органы государственной власти и организации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации по защите охраняемой законом конфиденциальной информации (п.1.4).

Запрещается обсуждать содержание документов категории ДСП по любым незащищенным каналам связи, а также давать справочную информацию по ним (п.1.5).

Требования Инструкции не распространяются на организацию работы с документами, составляющими государственную тайну (п.1.6).
 
Порядок организации работы на автоматизированных рабочих местах
 
Обработка и хранение документов категории ДСП, созданных с использованием средств вычислительной техники, разрешается только на АРМ, находящихся в отдельных помещениях, выделенных для чтения/записи, редактирования и хранения документов категории ДСП, не подключенных к сети «Интернет» (не связанных с локальными и внешними сетями) (3.1).

При работе с документами категории ДСП присутствие посторонних лиц в служебных помещениях должно быть исключено (п.3.2).

Подключение к АРМ личных цифровых носителей информации, электронных устройств и приборов (телефон, фотокамера и другое) запрещено (п.3.3.).

Регистрацию, учет и выдачу электронных носителей для использования в работе на АРМ, осуществляет отдел делопроизводственного обеспечения и контроля Управления цифровой трансформации и обеспечения Росавиации (п.3.4).

Выдача электронных носителей структурным подразделениям для работы на АРМ, осуществляется ответственным работником за ведение делопроизводства (п.3.5).

Возврат электронного носителя осуществляется структурным подразделением с соответствующей его передачей ответственному работнику за ведение делопроизводства в случае перевода или увольнения сотрудника, обладающего электронным носителем (п.3.6).

В случае технической неисправности электронного носителя, его фактической порчи/поломки и необходимости замены, ответственный за ведение делопроизводства в структурном подразделении обращается в отдел делопроизводственного обеспечения и контроля Управления цифровой трансформации и обеспечения Росавиации для его замены (п.3.7).

Мероприятия по уничтожению информации на электронных носителях осуществляются отделом цифровой трансформации и информационного обеспечения Управления цифровой трансформации и обеспечения Росавиации в течение трех рабочих дней с момента передачи указанного носителя(п.3.8):

  • При помощи специальных программ, исключающих возможность восстановления информации на АРМ;

  • Либо при необходимости путем механического разрушения носителя.

Порядок работы с документами категории ДСП на электронных носителях
 
Регистрация и хранение документов категории ДСП независимо от формы носителя осуществляется в соответствии с правилами, определенными «Инструкцией по делопроизводству в центральном аппарате Федерального агентства воздушного транспорта», утвержденной приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 29 сентября 2011 г. №576 (п.4.1).

Входящие документы категории ДСП должны иметь на самом документе или на сопроводительном письме (либо в тексте сопроводительного письма) пометки «Для служебного пользования», свидетельствующие о наличии в документах сведений/информации категории ДСП (п.4.2).

При наличии приложений к входящим документам в виде электронных носителей информации регистрационный номер основного документа наносится либо на имеющиеся бумажные наклейки носителя-приложения, либо специальным маркером на его нерабочую поверхность. В этом случае в разделе «Приложение» документа по порядку указываются эти носители с указанием их регистрационных номеров и дат, количества листов, штук, экземпляров и ограничительной пометки.
 
Документы категории ДСП, независимо от формы носителя, выдаются исполнителю в работу под подпись в журнале передачи документов, содержащих сведения/информацию ограниченного распространения (п.4.3).

После регистрации документа категории ДСП работник, ответственный за ведение делопроизводства, при необходимости, возвращает ответственному исполнителю зарегистрированный документ независимо от формы материального носителя информации с проставленными на всех экземплярах номерами для отправки (п.4.4.).

Передача документов категории ДСП независимо от формы носителя в рамках Росавиации осуществляется только через работников, ответственных за ведение делопроизводства в структурных подразделениях, с обязательной регистрацией фактов передачи в соответствующих журналах подразделений (п.4.5).

Пересылка документов, дел и изданий категории ДСП в центральный аппарат Росавиации, в территориальные органы Росавиации и в другие органы государственной власти может осуществляться (п.4.6):

  • Курьером;

  • Заказными или ценными почтовыми отправлениями;

  • Нарочным (с сопроводительным реестром);

  • По телекоммуникационному каналу ViPNet системы МЭДО.

По истечении сроков хранения, установленных утвержденной номенклатурой дел, документы категории ДСП независимо от формы носителя с установленным сроком хранения подлежат уничтожению в порядке, определенном Инструкцией по делопроизводству в центральном аппарате Росавиации (п.4.7).

Мой комментарий: Вообще говоря, вопрос о том, как работать с электронными документами с информацией ограниченного распространения, становится всё более актуальным. Слава богу, органы государственной власти не настаивают на том, чтобы вести работу с такой информацией исключительно на неэлектронных носителях.  Но, как мне кажется, даже съёмные электронные носители сейчас уже устарели и перестают применяться в оперативной работе. Ведение же бумажных журналов регистрации документов ДСП, с моей точки зрения, – это пережиток прошлого века…

В первую очередь, конечно же, нужно выдать «пару горячих» нашим ленивым законодателям и заставить их законодательно закрепить, наконец, статус и порядок работы с документами, содержащими служебную тайну (ДСП) – что формально защитит их от раскрытия на основании существующего у нас (хотя пока что не используемого на практике) законодательства о свободе доступа к государственной информации.

Далее, должна быть поставлена задача проработать вопрос о том, каким специфическим функциональным и организационным требованиях должна удовлетворять информационная система, в т.ч. СЭД, для того, чтобы наши компетентные органы дали добро на её использование для работы с ДСП.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=434248

Комментариев нет:

Отправить комментарий