понедельник, 24 мая 2021 г.

Ответ на вопрос коллеги: Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле

Этот вопрос мне был задан на блоге, здесь: https://rusrim.blogspot.com/2020/01/blog-post_8.html?showComment=1621249720647#c777839439043097636

Вопрос: Минэкономразвития России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (так называемый "Спутник"), предусматривающий в том числе актуализацию видов регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля…

Для справки: В статью 16 Федерального закона от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» предлагается внести следующие изменения:

Статья 16. Региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле

1. Региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле является соблюдение организациями и гражданами требований, установленных в соответствии с законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, к организации хранения, комплектования, учета и использования документов, отнесенных к составу архивного фонда субъекта Российской Федерации, являющегося составной частью Архивного фонда Российской Федерации, и других архивных документов."

… - т.е. в регионах осуществляют контроль соблюдения 125-ФЗ в плане исполнения Приказа Росархива №24 и №526…

При этом статью 4 закона 125-ФЗ никто не отменял и в нее никто не планирует вносить изменения. В этой статье сказано:

1. К полномочиям Российской Федерации в области архивного дела относятся:

2) установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил",

…а, следовательно, она входит в прямое противоречие с вышеупомянутым законом.- так что тогда должны контролировать регионы?

Ответ: Спасибо большое за интересный вопрос! Мой опыт изучения законотворческой деятельности показывает, что серьёзно относиться к нововведениям стоит только после принятия соответствующего закона в Государственной Думе во втором чтении, поскольку достаточно часто то, что поступает в Государственную Думу и то, что мы получаем в итоге – это два совершенно разных документа :) И законопроект, о котором идёт речь – не исключение.

Законопроект № 1051647-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»» был внесён в Государственную Думу в ноябре 2020 года, а в декабре 2020 года закон был принят в первом чтении.

19 мая 2020 года закон был принят во втором чтении (пока что текст этой редакции в сети не выложен). Ко второму чтению упомянутая Вами статья была предложена в следующей редакции (жирным шрифтом выделены изменения по сравнению с редакцией к первому чтению):

Статья 65

Внести в Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 43, ст. 4169; 2017, № 25, ст. 3596; 2018, № 1, ст. 19) следующие изменения:

1) статью 16 изложить в следующей редакции:

"Статья 16. Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле

1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле осуществляется посредством:

1) федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле - федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

2) регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле - уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Предметом государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле являются:

1) для федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле - соблюдение архивами, музеями, библиотеками и научными организациями, включенными в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, обязательных требований особого режима учета, хранения и использования уникальных документов, находящихся у них на постоянном хранении и включенных в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации;

2) для регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле - соблюдение обязательных требований, установленных в соответствии с федеральными законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, к организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящей части.

3.Организация и осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Таким образом, данная статья была переписана практически полностью, и её содержание кардинально изменилось – а вот насколько эти новые положения будут способствовать обеспечению сохранности архивных документов, пока сказать сложно. Как говориться, поживём-увидим.

Пока же хочу обратить внимание на следующее. Для проведения эффективного контроля мало иметь законные полномочия. Нужны ещё, во-первых, соответствующие специалисты т.е. нужны дополнительные штаты и финансирование, на которые что Росархиву, что региональным архивным службам надеяться в данный момент сложно. Во-вторых, наказания за несоблюдение требований законодательства об архивном деле должны быть существенными, иначе у подконтрольных органов и организаций нет мотивации что-либо исправлять. И самое главное: довольно-таки бессмысленно заниматься контролем, если сами федеральные, региональные и муниципальные архивы часто неспособны принимать на хранение ни электронные документы (ввиду отсутствия инфраструктуры, кадров, методик и финансирования), ни бумажные (ввиду переполненности архивохранилищ).

С моей лично точки зрения, злейший нарушитель законодательства об архивном деле – это сам Росархив, который, в частности, провалил и продолжает и дальше саботировать приём на архивное хранение электронного документального наследия, которое сейчас и создаётся в куда больших объёмах, чем бумажные документы, и имеет колоссальную деловую, правовую, общественно-политическую и историческую ценность. Он на виду, его даже искать не надо …

Источник: сайт Государственной Думы
https://sozd.duma.gov.ru/bill/1051647-7

Комментариев нет:

Отправить комментарий