четверг, 12 мая 2016 г.

Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах: Главное в жизни – разнообразие?


Работа с документами и информацией часто заставляет меня приводить коллегам поговорку: «Пусть безобразно, но единообразно». К сожалению, наши государственные органы регулярно нарушают этот принцип в своих законодательно-нормативных актах при установлении тех или иных делопроизводческих требований к оформлению организационно-распорядительных документов. Последствия такой безрассудности могут быть весьма печальные, - правда, не для тех, кто устанавливал правила...

Приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 года № 937/пр утверждены:
  • Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах;

  • Порядок передачи копий решений и протоколов общих собраний в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор.
Новые положения вступили в силу 19 апреля 2016 года.

Мой комментарий: Очередное наше ведомство занялось разработкой норм делопроизводства в своей сфере. Отмечу, что Минстрой сделал это в соответствии с требованиями ст. 46 Жилищного кодекса РФ, согласно которому «решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства».
Для справки: В Гражданском Кодексе уже есть нормы, устанавливающие требования к протоколу любого собрания  (см. ст. 181.2 «Принятие решения собрания»), при этом перечислены обязательные сведения, которые должны быть указаны в протоколе собрания при проведении очного и заочного голосования.

В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:
  • Дата, время и место проведения собрания;
  • Сведения о лицах, принявших участие в собрании;
  • Результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
  • Сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
  • Сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.
В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:
  • Дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества;
  • Сведения о лицах, принявших участие в голосовании;
  • Результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
  • Сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
  • Сведения о лицах, подписавших протокол.
Одновременно в статье 181.4 «Оспоримость решения собрания» установлено, что решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если «допущено существенное нарушение правил составления протокола».

Мой комментарий: Логично было бы предположить, что при разработке своих требований к протоколу собраний собственников помещений Минстрой возьмет за основу уже существующие на уровне законодательства требования и дополнит их своими. С моей точки зрения, отсутствие хотя бы одного перечисленного в ГК реквизита влечет за собой риск признания протокола недействительным.

Изучение обязательных реквизитов, которые установил Минстрой, показало, что отсутствует часть реквизитов, которые требует Гражданский Кодекс:
4. Обязательными реквизитами протокола общего собрания являются:

а) наименование документа;
б) дата и регистрационный номер протокола;
в) дата и место проведения;
г) заголовок к содержательной части протокола;
д) содержательная часть протокола;
е) место (адрес) хранения протоколов и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование;
ж) приложения к протоколу (в случае указания на них в содержательной части протокола);
з) подпись.
В требованиях подробно перечислено, какая информация понимается под каждым из обязательных реквизитов и какие документы должны быть представлены в приложении к протоколу.

Например, реквизиты подписи протокола (п.21) должны содержать сведения:
  • О фамилии, инициалах лица, председательствующего и секретаря на общем собрании;

  • О фамилии, инициалах лиц, проводивших подсчет голосов, и собственноручную подпись указанных лиц, дату ее проставления;

  • О фамилии, инициалах собственников помещений, проголосовавших за принятие решений (в установленный Жилищным Кодексом случаях).
Все вышеперечисленные лица должны проставить в протоколе собственноручную подпись и дату ее проставления.

При этом «в случае, если вопрос об избрании лица, председательствующего на общем собрании, а также лиц, осуществляющих подсчет голосов, включен в повестку дня общего собрания и принято решение об отклонении предложенных кандидатур, реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах инициатора проведенного общего собрания».

Мой комментарий: Интересно, а кто же в таких случаях считает голоса?

Мой комментарий:
В требованиях Минстроя не упомянуты: обязательность указания в протоколе времени его составления и фиксация сведений о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол, которые являются обязательными реквизитами доя протоколов собраний по Гражданскому Кодексу.. С моей точки зрения, отсутствие в протоколе собрания времени его проведения также может стать основанием для признания его недействительным.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=196870

Комментариев нет:

Отправить комментарий