понедельник, 8 июля 2013 г.

Новое в законодательстве: Изменение порядка регистрации юридических лиц


Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», установил дополнительные требования к порядку регистрации юридических лиц. Изменения внесены:
  • В статью 51 «Государственная регистрация юридических лиц» части первой Гражданского кодекса РФ;

  • В федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Государственная регистрация юридических лиц

Раньше Гражданский Кодекс содержал лишьо требование об обязательной регистрации юридического лица и включении его в «открытый для всеобщего ознакомления» Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Теперь закреплена норма о том, что действия лиц, полагавшихся при принятии решений на данные ЕГРЮЛ, считаются правомочными, а сами данные - юридически значимыми, даже если они не соответствуют действительному положению дел или являются недостоверными. Юридические лица могут спорить по данному вопросу только в случае, если такие данные были включены в реестр помимо воли самого юридического лица вследствие неправомерных действий третьих лиц.

С другой стороны, на юридические лица возлагается обязанность возместить все причиненные другим сторонам убытки, ставшие результатом несвоевременного предоставления сведений или  предоставления недостоверных сведений в государственный реестр:
Гражданский  кодекс Российской Федерации, часть первая

Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц

2. … Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.
Мой комментарий: Внесение этих изменений лишний раз подтверждает то, что Единый государственный реестр юридических лиц уже давно является юридически значимым электронным документом. Широкое использование данных из этого реестра и принятие на их основе решений является общепринятой практикой в деловой деятельности и государственном управлении.

Теперь до государственной регистрации в ЕГРЮЛ устава или до включения  реестр иных данных, не связанных с изменениями устава, уполномоченный государственный орган будет обязан провести проверку достоверности включаемых в ЕГЮЛ сведений:
Гражданский  кодекс Российской Федерации, часть первая

Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц

3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
На налоговый орган также возложена обязанность заранее известить заинтересованных лиц о предстоящих изменениях, и, в случае получения от них возражений, рассмотреть их в установленном законом порядке:
Гражданский  кодекс Российской Федерации, часть первая

Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц

4. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.
Кроме того, в Кодекс добавлены положения, предусматривающие возможность признания судом государственной регистрации недействительной. В суде также может быть оспорено включение в ЕГРЮЛ недостоверных данных:
6. Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.
Если организации из-за незаконного отказа в государственной регистрации юридического лица по вине уполномоченного государственного органа были причинены убытки, то они подлежат возмещению за счет казны:
7. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Кроме того, в федеральном законе от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» уточнены процедуры:
  • Порядок представления документов при государственной регистрации;

  • Порядок уведомления о реорганизации юридического лица;

  • Порядок уведомления о ликвидации юридического лица;

  • Порядок отказа в государственной регистрации.
Порядок представления документов при государственной регистрации

Законом закреплено, что информация о факте представления документов в регистрирующий орган размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом (ст.9 п.3).

Самым интересным, с моей точки зрения, является положение о праве физического лица направить в регистрирующий орган свои письменный возражения, если оно узнает, что данные о нем собираются вносить в ЕГРЮЛ:
Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Статья 9. Порядок представления документов при государственной регистрации

6. Физическое лицо вправе направить в регистрирующий орган письменные возражения относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц с указанием своих паспортных данных или в соответствии с законодательством Российской Федерации данных иного удостоверяющего личность документа и идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии). Такое возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи физического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Мой комментарий: Идея, конечно интересная, но возникает вопрос о том, каким образом  физическое лицо узнает, что информацию о нем собираются внести в ЕГРЮЛ. Какого-либо уведомления физического лица пока не предусмотрено. Понятно, что большая часть таких споров будет связана с корпоративными конфликтами, особенно при смене единоличного руководителя. Однако эти же положения могут быть использованы гражданами в случае неправомерного использования из персональных данных, например, при открытии фирм-однодневок. В этом случае провозглашенное в законе право пока не подкреплено никакими реальными механизмами, позволяющими гражданам оперативно получить информацию и эффективно защитить себя от неправомерных действий.

Для справки: ЕГРЮЛ содержит паспортные данные физических лиц – учредителей и руководства организации, которые подаются в ФНС при смене собственников организации или их руководителей.

Отмечу, что в разделе сайта ФНС «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации» (см. https://service.nalog.ru/uwsfind.do ) даются, сведения только о форме поданного документа, а  информации о конкретных физических лицах, о которых идет речь,  не приводится. Провести поиск по фамилии гражданина в данном случае невозможно.

Законом также уточнено, что при проведении реорганизации юридического лица не допускается участие юридического лица, в отношении которого принято решение о его ликвидации (Ст. 13.1. п.3).

Расширены основания для отказа в государственной регистрации.
Статья 23. Отказ в государственной регистрации

1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;

м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;

н) если физическое лицо - учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;

о) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений.
Мой комментарий: Изменение правил регистрации направлено на усиление контроля над предоставляемыми при государственной регистрации в ЕГРЮЛ сведениями, в том числе во избежание предоставления в регистрирующий орган недостоверных сведений.

Источник: КонсультантПлюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148268

Комментариев нет:

Отправить комментарий