вторник, 30 июля 2013 г.

Граждане получили право на ознакомление с материалами прокурорских проверок


Конституционный суд РФ регулярно признает несоответствующими Конституции РФ те или иные положения федеральных законов. В таких случаях, согласно законодательству, Правительство РФ должно в установленный законом срок внести в эти законы изменения. К сожалению, Правительство не всегда отличается оперативностью в данном вопросе.

Постановлением Конституционного Суда РФ  от 18 февраля 2000 г. № 3-П был признан не соответствующим Конституции РФ пункт 2 статьи 5 федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Статья 5. Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора

2. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.
Это решение было принято на том основании, что, являясь гарантией от недопустимого вмешательства в деятельность органов прокуратуры РФ, данный пункт вообще освобождал прокурора и следователя от обязанности давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления.

Соответствующий законопроект был внесен Правительством РФ в Государственную Думу только в марте 2013 года. Федеральный закон № 156-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» был подписан Президентом 2 июля 2013 года и вступил в силу 14 июля 2013 года. Статья 5 закона дополнена пунктом 4 следующего содержания:
Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

Статья 5. Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора

4. Ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения  обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.

Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.
В Пояснительной записке к проекту закона отмечалось, что «реализация будущего закона позволит привести положения статьи 5 Федерального закона в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации и обеспечить конституционные права граждан на доступ к информации и судебную защиту, при этом не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета» (см.: http://asozd2.duma.gov.ru/... ).

Мой комментарий: Продвижение вперед есть, однако данная норма сформулирована таким образом, что прокуратура обязана будет отказывать в предоставлении информации, если материалы непосредственно не затрагивают права и свободы гражданина. Это не совсем соответствует продвигаемым сейчас идеям открытости государственного управления…

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148467

Комментариев нет:

Отправить комментарий