среда, 10 июля 2013 г.

Налоговая служба обязала организации взаимодействовать с ней в электронном виде по принципу «не будут предоставлять документы – закроем банковский счет»

Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» уточнил порядок взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами.

В часть первую Налогового кодекса РФ внесены дополнения, уточняющие обязанности налогоплательщиков. Теперь руководители организаций, предоставляющих налоговые декларации в электронном виде, будут обязаны обеспечить получение от налогового органа в электронной форме документов, используемых им при реализации своих полномочий. Они обязаны в течение шести дней после отправки налоговым органом такого документа  передать ему квитанцию о приеме документа. Данные положения вступают в силу с 1 января 2015 года.

Не забыто и классическое бумажное взаимодействие. Теперь Налоговый Кодекс устанавливает, по каким адресам направляются документы, которые «используются налоговыми органами при реализации своих полномочий». Эти положения вступают в силу с 30 июля 2013 года:
Статья 31. Права налоговых органов

5. В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом:
  • налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) - по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц;

  • налогоплательщику - иностранной организации - по адресу места осуществления им деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

  • налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Форма заявления о предоставлении налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Уточнено, в каких случаях налоговый орган может приостановить операции по счетам в банках, а также переводы электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей. Эти правила ступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования федерального закона, т.е. уже 30 июля 2013 года:
Статья 76. Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей

3. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в следующих случаях:

1) в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом;

2) в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией … обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган - в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом.
Установлено, в каких случаях решение налогового органа о приостановлении операций по счетам может быть отменено не позднее одного дня (п.3.1, вступают в силу с 30 июля 2013 года):
  • Следующего за днем представления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации;

  • Следующего за днем передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;

  • Следующего за днем представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, - при направлении требования о представлении документов (пояснений);

  • Следующего за днем явки представителя организации в налоговый орган - при направлении уведомления о вызове в налоговый орган.
Правила распространены и в отношении других организаций и лиц: налоговых агентов, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов:
11. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств следующих лиц:

1) налогового агента - организации и плательщика сбора - организации;

2) индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;

3) организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с частью второй настоящего Кодекса;

4) нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, - налогоплательщиков, налоговых агентов.
Ужесточены требования к порядку предоставления налоговой декларации в электронном виде (ч.3 ст. 80). Прежде всего, установлено, что оператором электронного документооборота, через которого организации  передают налоговые декларации, должна быть российская организация. Эти требования вступают в силу с 1 января 2014 года. Декларации  в электронном виде должны передаваться в налоговые органы следующими организациями:
  • Налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

  • Вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;

  • Налогоплательщиками, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй Кодекса применительно к конкретному налогу;

  • Иными лицами, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета).
В Налоговом  Кодексе уточнены положения, связанные с порядком получения информации и документов при проведении камеральных проверок (ст.88 «Камеральная налоговая проверка»). Большая часть новшеств конкретизирует обязанность организаций по требованию налоговых органов предоставлять необходимые для проверки первичные учетные документы и давать пояснения.
3. … При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.
Эти положения вступают в силу с 1 января 2014 года.

Более четко зафиксированы права налоговых органов запрашивать дополнительную информацию (соответствующие положения вступают в силу с 1 января 2015 года) в случае выявления противоречий в сведениях, содержащихся в налоговых декларациях контрагентов:
8.1. При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.
Отдельно установлен порядок проведения камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня ее подачи. Подтверждено право налогового органа истребовать документы, подтверждающие правомочность изменения данных в декларации (данное положение  вступает в силу с 1 января 2014 года):
8.3. При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.
Существенные изменения связаны с налоговой декларацией (ст.174 ч.II Налогового кодекса РФ). Теперь в нее будет включаться сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика. Состав этих сведений будет определяться Федеральной налоговой службой (положение вступает в силу со дня официального опубликования):
5.1. В налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.

В случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров в налоговую декларацию включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

Лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, включают в налоговую декларацию сведения, указанные в выставленных счетах-фактурах.

Состав сведений, указанных в книге покупок и книге продаж, в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в выставленных счетах-фактурах, включаемых в налоговую декларацию, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Мой комментарий: Таким образом, право вести переписку с налоговыми органами в электронном виде плавно перетекло в обязанность обеспечить электронное взаимодействие. В итоге большинство организаций нашей страны будут обязаны перейти на электронный документооборот с налоговыми органами, прежде всего, наладив получение от них электронных писем и запросов.

Налоговая служба нашла интересный вариант организации постоянного контроля над порядком учета полученных и выставленных счетов-фактур, включив эту информацию в налоговую декларацию. Поскольку обработка электронных деклараций осуществляется в автоматическом режиме, налоговым органам будет нетрудно выявлять «нестыковки» в информации контрагентов. Накопление этой информации в базах данных налоговых органов может значительно сократить количество желающих получить незаконные возмещения НДС.

Источник: КонсультантПлюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148268

Комментариев нет:

Отправить комментарий