четверг, 11 июля 2013 г.

Новое в порядке привлечения к субсидиарной ответственности и обеспечения сохранности документов бухгалтерского учета


В заключение анализа последствий федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» поговорим о субсидиарной ответственности.

Теперь статья 29 «Хранение документов бухгалтерского учета» федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» дополнена частью 4 следующего содержания:
4. При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.
Мой комментарий: Теперь при смене руководителя поломать голову над тем, как на практике оформить передачу документов бухгалтерского  учета от прежнего руководителя новому, придется не только самим руководителям, но и юристам, бухгалтерам, документоведам и архивистам.

Если передачи документов не проводится, то необходимо будет документально зафиксировать этот факт, провести сверку наличия всех документов, а в случае отсутствия каких-либо из них, оформить это актом.

Я слабо себе представляю, как можно документально доказать полную передачу абсолютно всех документов, ведь даже в небольших организациях  объёмы документации значительны, и далеко не вся она находится под прямым контролем руководителя организации. Думаю, только судебная практика покажет, насколько широко будет трактоваться требование о передаче документов, и насколько велики окажутся связанные с ним  риски для руководителей.

Ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве

Популярность у арбитражных управляющих «дубины» субсидиарной ответственности говорит о действенности этой меры, введенной в 2009 году.  Я уже неоднократно рассказывала в блоге о том, как эта мера используется против бывших руководителей, не передавших документы конкурсным управляющим.

В общем, нет ничего удивительного в том, что по данному вопросу федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» уточнил несколько моментов в вопросе ответственности руководителей за обеспечение сохранности документов.

Ранее уже обсуждалась идея о привлечении к субсидиарной ответственности не только последнего руководителя организации, но и его предшественников. Изменения, внесенные в федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», теперь позволяют это сделать.

Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что в законе уточнено понятие «контролирующее должника лицо» (ст.2), к числу которых теперь отнесен и руководитель должника. Это важный момент, поскольку субсидиарная ответственность распространяется именно на контролирующих лиц. Значительно расширена статья 10 «Ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве», в которой «правила игры» полностью пересмотрены.

Закон и раньше допускал возможность привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц:
Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Статья 10. «Ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве»

4. Если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Однако при этом конкурсным управляющим приходилось собирать доказательства их вины, что при отсутствии документов сделать было достаточно сложно. Теперь в случае банкротства именно контролирующие должника лица будут сами доказывать свою невиновность:
4. … Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств:
  • причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона;

  • документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.
Контролирующее должника лицо, вследствие действий и (или) бездействия которого должник признан несостоятельным (банкротом), не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в признании должника несостоятельным (банкротом) отсутствует. Такое лицо также признается невиновным, если оно действовало добросовестно и разумно в интересах должника.

Положения абзаца четвертого настоящего пункта применяются в отношении лиц, на которых возложена обязанность организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника.
Речь, прежде всего, идет о руководителях организаций, индивидуальных предпринимателях и лицах, занимающихся частной практикой.

Стоит обратить внимание, на то, что согласно закону «О бухгалтерском учете» руководитель организации может, а в ряде случаев - обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Возможность переложить на кого-либо организацию хранения документов законом не предусмотрена.
Для справки:  Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Статья 7. Организация ведения бухгалтерского учета

1. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

2. В случае, если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом для руководителя экономического субъекта.

3. Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
Законодательство предусматривает возможность привлечь к субсидиарной ответственности сразу несколько контролирующих лиц:
«Если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия нескольких контролирующих должника лиц, то такие лица отвечают солидарно.»
Теперь законом четко оговорено, как определяется размер субсидиарной ответственности:
«Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника.

Размер ответственности контролирующего должника лица подлежит соответствующему уменьшению, если им будет доказано, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет этого лица.»
Стоит также отметить, что  теперь помимо конкурсного управляющего, который может действовать как по своей инициативе, так и по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности также может быть подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом (п.5. ст.10).
5. … Заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, может быть подано в течение одного года со дня, когда подавшее это заявление лицо узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом.

Заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности не может быть подано после завершения конкурсного производства.

Если на момент рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному пунктом 4 настоящей статьи, невозможно определить размер ответственности, суд после установления всех иных имеющих значение фактов приостанавливает рассмотрение этого заявления до окончания расчетов с кредиторами либо до окончания рассмотрения требований кредиторов, заявленных до окончания расчетов с кредиторами.
При рассмотрении данного вопроса в суде выносится определение, в котором указывается размер взыскиваемых убытков. Это определение  может быть обжаловано:
7. По результатам рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или заявления о привлечении контролирующих должника лиц, а также лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, к ответственности в виде возмещения убытков выносится определение, которое может быть обжаловано. В определении о привлечении указанных лиц к субсидиарной ответственности указывается размер их ответственности, в определении о взыскании причиненных должнику убытков - размер взыскиваемых убытков.
Мой комментарий: Возложение обязанности по доказыванию своей невиновности на контролирующих должника лиц, с моей точки зрения, очень хитрый ход, но вот даст ли он ожидаемый эффект, - покажут только время и судебная практика.

В этих условиях организациям можно порекомендовать:
  • Разработать нормативный документ, регламентирующий порядок передачи документов бухгалтерского учета при смене руководителя организации;

  • Организационными документами установить, кто конкретно в организации отвечает за сохранность документов, утрата которых может привести к привлечению к субсидиарной ответственности;

  • Оценить, в каких условиях сейчас хранятся документы компании, и что можно сделать для улучшения условий хранения.
Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148268

1 комментарий: