Изменения в законодательстве влекут за собой изменения в правоприменительной практике, а порой и отмену тех или иных положений подзаконных нормативных актов, ранее решениями судом признававшимися не противоречащими российскому законодательству.
Решением Высшего Арбитражного Суда (ВАС) от 24 января 2011 года № ВАС-16558/10 признан частично недействующим пункт 1.15 «Требований к составлению акта налоговой проверки» (Приложение № 6 к приказу ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3−06/862@).
Суть дела
В Высший арбитражный суд в ноябре 2010 года обратились ООО «Фиш Лайн» и ООО «АБС» с заявлением о признании недействующим пункта 1.15 «Требований к составлению акта налоговой проверки», ввиду того, что он не соответствует положениям пункта 3.1 ст.100 Налогового кодекса.
В данном пункте Требований было установлено, что «все экземпляры акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки (за исключением акта, вручаемого проверенному лицу), а также материалы проверки и документы, приложенные к акту, подтверждающие нарушения законодательства о налогах и сборах, остающиеся в налоговом органе, являются документами для служебного пользования».
По мнению заявителей, отнесение к документам служебного пользования остающихся у налогового органа экземпляров акта выездной налоговой проверки, а также материалов проверки и приложенных к акту документов, подтверждающих нарушения законодательства о налогах и сборах, означает неправомерное установление ограничений, мешающих проверяемым налогоплательщикам знакомиться с материалами налоговой проверки и оспаривать принимаемые налоговыми органами на их основе решения.
В подтверждение довода о нарушении их прав, заявителями были представлены письмо Управления Федеральной налоговой службы по Московской области в адрес общества «АБС» и решение Управления по апелляционной жалобе общества «Фиш Лайн», в которых даны отсылки к названному пункту «Требований» в обоснование правомерности отказа в предоставлении обществам, вместе с актами налоговых проверок, копий приобщенных к ним документов, подтверждающих выявленные факты налоговых правонарушений.
Налоговая служба защищалась тем, что «Требования» относятся к документам внутреннего пользования, и содержащиеся в них предписания адресованы сотрудникам налоговых органов. Ограничение доступа к документам, оставляемым у налогового органа, не касается процедуры рассмотрения результатов выездной налоговой проверки, и не препятствует приложению документов к экземпляру акта, направляемому налогоплательщику.
Позиция суда
Высший арбитражный суд в своем решении отметил, что он уже дважды, по заявлениям других лиц, рассматривал вопрос о соответствии пункта 1.15 «Требований» нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Высшим Арбитражным Судом РФ принимались решения от 09 апреля 2010 года № ВАС-2199/09, от 28 мая 2010 года № ВАС-4281/1, которыми в удовлетворении требований дважды было отказано, с учетом того, что Налоговым кодексом была не предусмотрена обязанность налогового органа предоставлять проверяемому налогоплательщику документы вместе с актом.
Однако уже после принятия этих судебных актов, в Налоговый кодекс были внесены изменения (п. 3.1 ст.100 НК), которые ввели для налогового органа обязанность прилагать к акту налоговой проверки, экземпляр которого передается проверяемому налогоплательщику, документы, подтверждающие факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах. Документы, содержащие не подлежащие разглашению сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, должны представляться в виде заверенных налоговым органом выписок.
Суд указал, что с введением в действие данных изменений, налоговая инспекция уже не может использоваться для оправдания непредставления документов на основании п.1.15 «Требований». Толкование этих положений не соответствует положениям пункта 3.1 статьи 100 Кодекса.
Исходя из этого, суд признал недействующим указанный пункт «Требований» «как противоречащий Налоговому кодексу в части, допускающей неприложение налоговой инспекцией к экземпляру акта налоговой проверки для проверяемого налогоплательщика заверенных налоговым органом выписок из документов, содержащих не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, и иных документов, подтверждающих выявленные в ходе проверки факты нарушений законодательства о налогах и сборах.»
Примечание: см. также пост «Арбитражная практика: Налогоплательщик имеет право на ознакомление со всеми материалами налоговой проверки»
http://rusrim.blogspot.com/2010/12/blog-post.html
Источник: Сайт Высшего арбитражного суда
http://ras.arbitr.ru/
Решением Высшего Арбитражного Суда (ВАС) от 24 января 2011 года № ВАС-16558/10 признан частично недействующим пункт 1.15 «Требований к составлению акта налоговой проверки» (Приложение № 6 к приказу ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3−06/862@).
Суть дела
В Высший арбитражный суд в ноябре 2010 года обратились ООО «Фиш Лайн» и ООО «АБС» с заявлением о признании недействующим пункта 1.15 «Требований к составлению акта налоговой проверки», ввиду того, что он не соответствует положениям пункта 3.1 ст.100 Налогового кодекса.
В данном пункте Требований было установлено, что «все экземпляры акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки (за исключением акта, вручаемого проверенному лицу), а также материалы проверки и документы, приложенные к акту, подтверждающие нарушения законодательства о налогах и сборах, остающиеся в налоговом органе, являются документами для служебного пользования».
По мнению заявителей, отнесение к документам служебного пользования остающихся у налогового органа экземпляров акта выездной налоговой проверки, а также материалов проверки и приложенных к акту документов, подтверждающих нарушения законодательства о налогах и сборах, означает неправомерное установление ограничений, мешающих проверяемым налогоплательщикам знакомиться с материалами налоговой проверки и оспаривать принимаемые налоговыми органами на их основе решения.
В подтверждение довода о нарушении их прав, заявителями были представлены письмо Управления Федеральной налоговой службы по Московской области в адрес общества «АБС» и решение Управления по апелляционной жалобе общества «Фиш Лайн», в которых даны отсылки к названному пункту «Требований» в обоснование правомерности отказа в предоставлении обществам, вместе с актами налоговых проверок, копий приобщенных к ним документов, подтверждающих выявленные факты налоговых правонарушений.
Налоговая служба защищалась тем, что «Требования» относятся к документам внутреннего пользования, и содержащиеся в них предписания адресованы сотрудникам налоговых органов. Ограничение доступа к документам, оставляемым у налогового органа, не касается процедуры рассмотрения результатов выездной налоговой проверки, и не препятствует приложению документов к экземпляру акта, направляемому налогоплательщику.
Позиция суда
Высший арбитражный суд в своем решении отметил, что он уже дважды, по заявлениям других лиц, рассматривал вопрос о соответствии пункта 1.15 «Требований» нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Высшим Арбитражным Судом РФ принимались решения от 09 апреля 2010 года № ВАС-2199/09, от 28 мая 2010 года № ВАС-4281/1, которыми в удовлетворении требований дважды было отказано, с учетом того, что Налоговым кодексом была не предусмотрена обязанность налогового органа предоставлять проверяемому налогоплательщику документы вместе с актом.
Однако уже после принятия этих судебных актов, в Налоговый кодекс были внесены изменения (п. 3.1 ст.100 НК), которые ввели для налогового органа обязанность прилагать к акту налоговой проверки, экземпляр которого передается проверяемому налогоплательщику, документы, подтверждающие факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах. Документы, содержащие не подлежащие разглашению сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, должны представляться в виде заверенных налоговым органом выписок.
Суд указал, что с введением в действие данных изменений, налоговая инспекция уже не может использоваться для оправдания непредставления документов на основании п.1.15 «Требований». Толкование этих положений не соответствует положениям пункта 3.1 статьи 100 Кодекса.
Исходя из этого, суд признал недействующим указанный пункт «Требований» «как противоречащий Налоговому кодексу в части, допускающей неприложение налоговой инспекцией к экземпляру акта налоговой проверки для проверяемого налогоплательщика заверенных налоговым органом выписок из документов, содержащих не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, и иных документов, подтверждающих выявленные в ходе проверки факты нарушений законодательства о налогах и сборах.»
Примечание: см. также пост «Арбитражная практика: Налогоплательщик имеет право на ознакомление со всеми материалами налоговой проверки»
http://rusrim.blogspot.com/2010/12/blog-post.html
Источник: Сайт Высшего арбитражного суда
http://ras.arbitr.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий