суббота, 12 марта 2011 г.

Налоговая служба начала устанавливать правила электронного взаимодействия с налогоплательщиками

Среди законов, подписанных Президентом 27 июня 2010 года и существенно изменивших правовое положение электронных документов в нашей стране, был и Федеральный закон № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования». Он внес изменения в значительное число статей Налогового кодекса, предоставляя возможность налоговой службе (ФНС России) осуществлять взаимодействие с налогоплательщиками в электронной форме.

В настоящее время ФНС начала постепенно утверждать нормативные документы, регламентирующие порядок такого электронного взаимодействия. Опираясь на свой большой практический опыт, она не пытается решить вопрос одним махом, а для каждого вида документа регламентирует порядок работы с ним отдельным небольшим нормативным документом.

В последнее время прошли регистрацию в Минюсте:
  • Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (утв. Приказом ФНС России от 9 декабря 2010 г. N ММВ-7-8/700@)

  • Порядок передачи акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (утв. Приказом ФНС России от 29 декабря 2010 года N ММВ-7-8/781@)

«Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа» более подробно регламентирует вопросы, связанные с документированием фактов их направления и получения.

Процедура направления документа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (пп.15-19) описана в отдельном разделе документа.
11. Датой направления налогоплательщику Требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.

16. Налоговый орган в течение следующего рабочего дня после отправки Требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи должен получить:
1) подтверждение даты отправки;
2) квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, подписанные ЭЦП налогоплательщика. …

17. При получении от налогового органа Требования … налогоплательщик в течение одного рабочего дня с момента его получения формирует квитанцию о приеме, подписывает ее ЭЦП и направляет в налоговый орган.
При наличии оснований для отказа в приеме Требования налогоплательщик формирует уведомление об отказе, подписывает ЭЦП и направляет его в налоговый орган.
Обращает на себя внимание следующий факт. Если акт сверки будет создаваться и направляться налогоплательщику только в электронном виде, то требование на уплату налогов создается сначала на бумажном носителе, и только после подписания и регистрации бумажного документа налогоплательщику направляется электронный документ. Более того, предусмотрено, что если налоговый орган не получит от налогоплательщика квитанцию о приеме, он должен будет направить требование на бумажном носителе (п.19). Для акта сверки это не предусмотрено.

Для требований установлен перечень случаев, когда будет считаться, что оно не принято налогоплательщиком.
14. Требование не считается принятым налогоплательщиком, если оно:
1) ошибочно направлено налогоплательщику;
2) не соответствует утвержденному формату;
3) отсутствует (не соответствует) ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа.
Установлены и обязанности специализированного оператора связи.
18. Специализированный оператор связи:
1) фиксирует дату направления Требования и формирует подтверждение даты отправки;
2) подписывает подтверждение своей ЭЦП и высылает его одновременно в адрес участников информационного обмена. Подтверждение направляется специализированным оператором связи налогоплательщику вместе с Требованием в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Источник: Консультант+
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=110779
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=110724;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=11380AF6DEABA96A41B178E2E1E098BD

Комментариев нет:

Отправить комментарий