вторник, 23 мая 2023 г.

Электронный воинский учет

Федеральный закон от 14 апреля 2023 года №127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнил федеральный закон от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» новыми положениями, значительная часть которых связана с необходимостью расширить использование информационных технологий в системе воинского учета.

Прежде всего, информацию, которая необходима для ведения воинского учета, в электронном виде будут предоставлять (ст.4):

  • Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны;

  • Федеральная налоговая служба;

  • Органы дознания и органы предварительного следствия;

  • Федеральные суды;

  • Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

  • Медицинские организации;

  • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

  • Образовательные организации высшего образования и научные организации;

  • Министерство просвещения Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования;

  • Общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации.

Гражданин также сможет направлять в военный комиссариат в электронной форме необходимые для ведения воинского учета сведения с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) (ст. 8 п.9).

Закон дополнен новой статьей 8_1 «Информационное обеспечение воинского учета».

Информационное обеспечение воинского учета осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации федеральных государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также иных информационных систем и информационных ресурсов, предусмотренных настоящим федеральным законом (ч.1).

Обработка персональных данных в целях воинского учета осуществляется без необходимости получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (ч.2).

Организация воинского учета, сбор, хранение, обработка и актуализация сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (актуализация сведений), осуществляются военными комиссариатами, в том числе в автоматизированном режиме на основании данных государственного информационного ресурса и данных, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и иных информационных систем и информационных ресурсов (ч.3).

Формирование государственного информационного ресурса осуществляется на основании сведений, предоставляемых федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями, являющимися поставщиками сведений (ч.4).

Ведение государственного информационного ресурса осуществляется оператором, определяемым Правительством РФ. Правительство РФ вправе определить особенности ведения государственного информационного ресурса (ч.5).

Поставщики сведений, состав предоставляемых ими сведений в государственный информационный ресурс, а также порядок, сроки и периодичность предоставления указанных сведений определяются Правительством РФ (п.6).

Предоставление сведений в государственный информационный ресурс поставщиками сведений осуществляется, в том числе, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия путем передачи указанных сведений (п.7).

Организации, в которых работают или обучаются граждане, состоящие на воинском учете, а также не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете, направляют сведения, необходимые для его ведения, оператору государственного информационного ресурса посредством Портала государственных и муниципальных услуг (функций), за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну в соответствии с законодательством РФ (п.8).

Пользователями государственного информационного ресурса являются Министерство обороны РФ, его территориальные органы (военные комиссариаты) в порядке, установленном Правительством РФ (п.9).

В целях информационного обеспечения воинского учета осуществляется формирование реестра воинского учета (п.10).

Также закон дополнен статьей 8_2 «Реестр воинского учета».

Реестр воинского учета формируется военными комиссариатами в порядке, установленном Правительством РФ, в автоматизированном режиме на основании сведений государственного информационного ресурса, а также сведений, полученных военными комиссариатами из государственных информационных систем и ресурсов, от органов власти, организаций и граждан в письменной и (или) электронной форме (ч.1).

Законом установлен состав сведений реестра о гражданах (ч.2). В Реестре военными комиссариатами обеспечивается также учет сведений (ч.3):

  • О направлении военными комиссариатами повесток в отношении гражданина;

  • О получении гражданами повесток;

  • О явке (неявке) граждан по повесткам военных комиссариатов, в том числе о подтверждении уважительных причин неявки;

  • О применении в отношении граждан временных мер, направленных на обеспечение их явки по повесткам военных комиссариатов, предусмотренных настоящим ФЗ;

  • О применении мер административной, уголовной ответственности в отношении граждан в связи с нарушением обязанностей, предусмотренных настоящим ФЗ;

  • Об обжаловании гражданами отдельных решений, принимаемых в соответствии с настоящим ФФЗ, и о результатах рассмотрения таких жалоб.

Реестр не содержит сведений, составляющих государственную тайну или иную охраняемую законом тайну (ч.4).

Министерство обороны РФ является оператором реестра. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ создает реестр. Правительство РФ устанавливает порядок, сроки и особенности создания, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, функционирования и ведения реестра, а также содержание и сроки реализации этапов мероприятий по созданию, вводу в эксплуатацию и эксплуатации Реестра (ч.5).

Постановка граждан на воинский учет, снятие с воинского учета, актуализация сведений воинского учета осуществляются путем включения соответствующих сведений в реестр. Включение в реестр сведений из государственного информационного ресурса происходит автоматически (п.6).

Управление формированием и рассылкой повесток военных комиссариатов осуществляется с использованием Реестра (ч.7).

Сведения, содержащиеся в записи Реестра, могут быть изменены по обращениям граждан, в отношении которых они составлены, или их законных представителей. Направление таких обращений и информирование о ходе и результатах их обработки обеспечиваются в том числе с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) (п.8).

Военные комиссариаты в течение одного рабочего дня со дня поступления указанных обращений направляют соответствующие запросы в уполномоченные органы или организации.

Уполномоченные органы или организации направляют ответы в военные комиссариаты в течение трех дней со дня поступления запросов.

Военные комиссариаты рассматривают ответы уполномоченных органов или организаций в течение одного рабочего дня со дня поступления указанных ответов и при необходимости вносят изменения в реестр.

Уведомления заявителей о принятых решениях осуществляются Реестром в автоматическом режиме, в том числе с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций).

Решения военных комиссариатов об отказе во внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, могут быть обжалованы в порядке, установленном разделом V_1 настоящего Федерального закона.

Новая статья 8_3 «Реестр направленных (врученных) повесток» устанавливает, что на основании сведений реестра о направлении военным комиссариатом повесток в отношении граждан, состоящих на воинском учете, в автоматическом режиме формируется общедоступный реестр направленных (врученных) указанным лицам повесток (Реестр повесток) (ч.1).

Порядок ведения Реестра повесток, оператор Реестра повесток определяются Правительством РФ (п.3).

Гражданам, состоящим на воинском учете, доступ к информации, содержащейся в реестре повесток, обеспечивается одним из следующих способов (п.4):

  • Предоставление авторизованного доступа к личному кабинету гражданина в Реестре повесток в порядке, установленном оператором Реестра повесток;

  • Размещение информации о направлении повестки в личном кабинете на Портале государственных и муниципальных услуг (функций);

  • При личном обращении в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг за получением соответствующей выписки из Реестра повесток.

Статья 10 «Обязанности граждан по воинскому учету» дополнена положением, согласно которому заявления граждан, поданные в электронной форме, подписываются простой электронной подписью, а заявления организаций, поданные в электронной форме, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации.

Мой комментарий: Фактически все упомянутые выше положения направлены на то, чтобы максимально автоматизировать сбор информации, необходимой для оперативного и точного ведения воинского учета.  Передача этой информации будет осуществляться в электронном виде.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=444711

Комментариев нет:

Отправить комментарий