Стандарт разработан Федеральным государственным автономным учреждением «Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики» (ФГАУ «НИИ «ЦЭПП»), внесён Техническим комитетом по стандартизации ТК 113 «Наилучшие доступные технологии».
Смотришь на название документа и думаешь – это о чём? Не все ведь у нас знают, что очень специфический термин «наилучшие возможные технологии» в России появился в федеральном законе от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (см. ст.1), и его следует понимать исключительно в контексте решения задач по защите окружающей среды (которые, прямо скажем, для подавляющего большинства организаций приоритетными не являются).
Итак, в ПНСТ ключевое определение – это цитата из закона:
Определение это, на мой взгляд, скверное. Государственные и коммерческие организации существуют (и внедряют технологии) отнюдь не для охраны окружающей среды (кстати говоря, если вообще ничего не внедрять, то вред для окружающей среды будет минимален), - а для решения своих приоритетных задач. Грамотное определение термина должно было бы упоминать о балансе деловой отдачи, возможных санкций за причинение вреда окружающей среде и затрат на исполнение существующих законодательно-нормативных требований по охране окружающей среды – и такой выбор в большинстве случаев не будет однозначным, от также будет сильно зависеть от сферы деятельности, от технических и финансовых возможностей организации и т.д. – и даже от международной обстановки … Правда, в России ничего не пускают на самотёк, и выпускаются научно-технические справочники по наилучшим возможным технологиям (хорошо, что есть у нас знатоки, способные без тени сомнения показать на наилучшие технологии пальчиком!).
Следующий вопрос, на который стандарт даже не пытается дать ответ – а зачем вообще проводить добровольную оценку, какую деловую отдачу от этого получит организация? Есть ли смысл в такой оценке, когда, например, технологии уже введены в промышленную эксплуатацию?
Собственно проведению добровольной экспертной оценки посвящены полторы страницы. Нужно ли комментировать практическую полезность подобного документа?
Наконец, бросаются в глаза обязательные (!) бумажные (!) формы в Приложениях к предстандарту, который, напомню, нормативным документов не является и применяется на добровольной основе.
Во вводной части стандарта отмечается:
В построении такой системы значительную роль играет добровольная экспертная оценка.
Настоящий стандарт является методическим документом по проведению добровольной экспертной оценки (в том числе самооценки) предприятием существующих производственных процессов на соответствие НДТ и инвестиционных проектов модернизации, направленных на достижение технологических показателей НДТ или показателей лучше, чем технологические показатели НДТ.
… Настоящий стандарт содержит общие рекомендации по порядку применения российских и (или) международных информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям при проведении добровольной экспертной оценки на предмет соответствия требованиям НДТ, осуществляемой в целях определения соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых (планируемых к применению в случае реализации инвестиционного проекта) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, НДТ.»
Содержание предстандарта следующее:
Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины, определения и сокращения
4. Общие положения
5. Проведение добровольной экспертной оценки
6. Требования, предъявляемые к эксперту НДТ при проведении ДЭО
7. Требования к техническому отчету
8. Ведение реестра технических отчетов
Приложение А (обязательное): Форма технического отчета
Приложение Б (обязательное): Перечень рекомендованных к передаче эксперту НДТ сведений
Источник: сайт Росстандарта
https://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&id=240878
Комментариев нет:
Отправить комментарий