В последнее время организации часто обращаются в различные органы государственной власти и задают вопросы, касающиеся перевода в электронный вид тех или иных видов документов. В своем блоге я уже рассказывала о том, как на такие вопросы отвечали разные органы власти (об авансовом отчете см. http://rusrim.blogspot.ru/2015/10/blog-post_6.html , о контрольной ленте - http://rusrim.blogspot.ru/2015/10/blog-post_56.html )
Федеральная налоговая служба (ФНС) в своём письме от 9 сентября 2015 года № СА-4-7/15871 ответила на вопрос ОАО о возможности представлении в налоговые органы истребуемых документов в электронной форме.
При этом в обращении общества были заданы и другие вопросы (привожу их так, как они были упомянуты в письме ФНС – Н.Х.):
- О наборе объектов-файлов электронного документа, имеющего юридическую силу, достаточную для подтверждения электронной сделки (в переводе на русский язык, организация хотела получить от налогового органа перечень видов электронных документов, которые в совокупности будут подтверждать факт заключения сделки в электронном виде – Н.Х.);
- О порядке подтверждения юридической силы электронного документа при окончании срока действия электронной подписи (больная тема, на которую пока регуляторы не обращают внимания, а у организаций данный вопрос вызывает все большее беспокойство – Н.Х.);
- О порядке аннулирования/удаления неправильных электронных документов (здесь трудно понять, что конкретно имелось в виду – Н.Х.).
Зато ФНС подробно изложила свою позицию в отношении представления в электронном виде истребованных документов. В соответствии с пунктом 2 статьи 93 Налогового кодекса РФ в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, то он вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок их представления в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждены приказом ФНС России от 17 февраля 2011 года № ММВ-7-2/168@ .
ФНС отметила, что, согласно разъяснениям Министерства финансов РФ, электронные документы налогоплательщика могут быть представлены в налоговый орган в электронном виде только в том случае, если они составлены в соответствии с установленным форматом.
По мнению ФНС, данный вывод следует из писем Минфина России от 07 июля 2011 года № 03-03-06/1/409, от 14 июня 2011 года № 03-02-07/1-190. В указанных письмах также разъяснено, что если истребуемый у налогоплательщика электронный документ составлен не по установленным форматам, то его представление производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью).
ФНС также отметила, что указанные выводы подтверждены судебной практикой, в том числе постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2012 года по делу № А40-124838/11-75-497 (оставлено без изменений постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 июля 2012 года).
Мой комментарий: Я считаю позицию ФНС по данному вопросу спорной. Сейчас, когда организации переводят в электронный вид значительную часть даже своих бумажных документов, сохраняя сканированные образы в информационных системах, требовать от них представлять документы в налоговые органы в бумажном виде нерационально, тем более, что с электронными материалами - даже если они представлены «не в тех форматах» - работать проще.
Что же касается вопросов, на которые налоговый орган отвечать не стал, предложив переадресовать из Минкомсвязи, то мне было бы интересно узнать, что ответило бы на них министерство :)
Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=QUEST;n=150045
Комментариев нет:
Отправить комментарий