вторник, 27 октября 2015 г.

Беларусь: В законодательство об обращениях граждан внесены изменения


Законодательство об обращениях граждан – характерная особенность многих стран -  бывших союзных республик СССР, и оно в каждой отдельной стране постоянно совершенствуется. Законом Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 306-З (см. http://kodeksy-by.com/norm_akt/source-РБ/type-Закон/306-3-15.07.2015.htm ) внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 года № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Отмечу, что многие уточнения и дополнения, внесенные в белорусский закон, не помешали бы и нашему законодательству об обращениях граждан.

В частности, уточнено, что считается повторным обращением – это письменное или электронное обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию, в том числе направленное из других организаций, либо замечание и\или предложение, внесенное в книгу замечаний и предложений одним и тем же заявителем по одному и тому же вопросу одному и тому же индивидуальному предпринимателю, поступившие в течение трех лет со дня поступления в организацию или к индивидуальному предпринимателю первоначального обращения, если на первоначальное обращение заявителю был дан ответ (направлено уведомление).

Мой комментарий: Здесь, с моей точки зрения, интересно ограничение по времени.

Должностные лица организаций, проводящие личный прием, а также работники организаций, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием, не вправе отказать в личном приеме либо записи на него, за исключением случаев:
  • Обращения по вопросам, не относящимся к компетенции этих организаций;

  • Обращения в неустановленные дни и часы;

  • Когда заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы;

  • Когда с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.
Закон дополнен статьей 8-1 «Права организаций, индивидуальных предпринимателей». Согласно ее норме организации, индивидуальные предприниматели (ИП) имеют право:
  • Запрашивать в установленном порядке документы и\или сведения, необходимые для решения вопросов, изложенных в обращениях;

  • Обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов, понесенных в связи с рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же ИП от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения;

  • Осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.
Мой комментарий: Идея взыскивать через суд с заявителей понесенные расходы мне определенно нравится. Важно, что сразу предусмотрено, что необоснованность обращений будет определять суд.

В статье 19 «Расходы, связанные с рассмотрением обращений» уточнено, какие расходы, могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке в связи с рассмотрением систематически направляемых необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю:
  • Суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений,

  • Почтовые расходы,

  • Расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения и другие расходы
В число взыскиваемых расходов не включается оплата рабочего времени работников, рассматривающих обращения.

Статья 22. «Рассмотрение коллективных обращений» дополнена пунктом 3 следующего содержания:
Статья 22. Рассмотрение коллективных обращений
3. В случае, если в коллективном обращении указан заявитель, которому необходимо направить ответ, ответ на такое обращение направляется этому заявителю с просьбой проинформировать других заявителей. В ином случае ответ на коллективное обращение направляется первому в списке заявителю, указавшему адрес своего места жительства (места пребывания), с просьбой проинформировать других заявителей.
Мой комментарий: Такие положения было бы, наверное, неплохо иметь и в нашем законе, т.к. иногда граждане, злоупотребляя своим правом, требуют, чтобы ответы на коллективное обращение были оправлены каждому из подписавших обращение граждан.

Согласно статьи 23, рассмотрение анонимных обращений допускается только если они содержат сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении. Все остальные анонимные обращения не рассматриваются. Теперь же не будут рассматриваться и те обращения, данные в которых «не соответствуют действительности».

В новой редакции изложена статья 25 «Рассмотрение электронных обращений», в которой определено, что электронные обращения, поступившие в государственные органы и иные государственных организации, подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений.

На официальном сайте государственного органа, иной государственной организации в сети Интернет должна быть размещена информация о способе либо способах подачи электронных обращений (направление на адрес электронной почты и (или) размещение в специальной рубрике на официальном сайте). Требования к специальной рубрике на официальных сайтах, предназначенной для размещения электронных обращений, определит Совет Министров Республики Беларусь.

Электронные обращения, кроме всего прочего, должны также содержать адрес электронной почты заявителя. К электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться электронные копии документов, подтверждающих их полномочия. При несоблюдении установленных требований электронное обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу. Отзыв электронного обращения осуществляется путем подачи письменного заявления либо направления заявления в электронной форме тем же способом, которым было направлено электронное обращение.

Если для рассмотрения электронного обращения по существу необходимо указание персональных данных заявителя или иных лиц, за исключением содержащихся в обращении, заявителю предлагается обратиться с устным или письменным обращением.

Ответы на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителей. Письменные ответы даются в случаях, если:
  • Заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ либо одновременно направить письменный ответ и ответ на адрес его электронной почты;

  • В электронном обращении указан адрес электронной почты, по которому по техническим причинам не удалось доставить ответ.
В случае, если поступающие электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более десяти обращений), ответы на такие обращения по решению руководителя государственного органа или иной государственной организации либо лица, уполномоченного подписывать в установленном порядке ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте государственного органа или иной государственной организации в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов заявителям.

Мой комментарий: Возможность при массовых однотипных обращениях размещать ответ на официальном сайте, как мне кажется, также можно было бы взять в России на вооружение.

Источник: Консультант Плюс
http://kodeksy-by.com/norm_akt/source-РБ/type-Закон/306-3-15.07.2015.htm  

Комментариев нет:

Отправить комментарий