среда, 14 октября 2015 г.

«Дигитализация» финансовых рынков


В газете «Реальное время» опубликована полная стенограмма пленарной дискуссии «Дигитализация финансовых рынков: взгляд в будущее» (взгляд государства на развитие информационных технологий в России) форума Finnopolis-2015, который прошел 17-18 сентября 2015 года в Казани.

Мой комментарий: С моей точки зрения, жонглирование малопонятными звонкими «иностранными» словечками типа «дигитализация» говорит лишь о том, что организаторы оказались не в состоянии выразить свою «мысль» на родном языке. Что мешало сказать, например, «Переход финансовых рынков на использование цифровых технологий»?

Модератором выступил президент и председатель Правления ОАО «Сбербанк России» Герман Греф, а отвечали на вопросы в том числе Председатель Банка России Эльвира Набиуллина и Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров.

Поскольку «дигитализация финансовых рынков» (что бы ни означал этот странный термин :) – Н.Х.) без активного внедрения электронного документооборота явно невозможна, то меня в первую очередь интересовали те позиции, которые занимают в отношении использования электронных документов высокопоставленные руководители.

Тон обсуждению задал Герман Греф, который привел следующий пример: 98% коммерческих компаний-клиентов Сбербанка «пользуется нашим цифровым банком». Документы на бумажных носителях приносят только «клиенты» федерального казначейства, которые физически приходят в банк и совершают все операции, - т.е. «анахронизмы связаны в основном с государственными структурами»:
Герман Греф, президент, председатель Правления ОАО «Сбербанк России»

Мы сейчас с каждой из госструктур подписываем соглашения об обмене информации. Есть продвинутые структуры, такие как налоговая служба. С пенсионным мы достаточно давно работаем в электронном виде. Но есть структуры, к которым подступиться практически невозможно. Есть проблема стандарта, проблема наших огромных издержек, издержек государства, которое в конце концов в разных форматах передает информацию разным структурам. Есть проблема неразрешенности законодательством процесса так называемого принципа дигиталинсайт (так буквально и записано в стенограмме! – Н.Х.). Когда мы внутри, и в принципе должны уйти от бумажного оборота. Электронный документооборот и для государства, и для граждан должен стать нормой вчерашнего дня, я не говорю о завтрашнем. В этой части все-таки роль государства достаточно большая.
Эльвира Набиуллина, отвечая на вопрос «В чем Центральный Банк видит для себя один-два главных приоритета в дигитализации финансовых рынков?», сказала следующее:
Эльвира Набиуллина — председатель Банка России:

…в вопросе цифровых технологий очередь действительно много барьеров: и юридических, и технологических. В первую очередь, наверно, юридических. … Например, статус электронного документа. Вы посмотрите, сколько мы денег тратим на то, чтобы выстраивать архивы бумажных документов по стране. Это огромные деньги. В то время, как если бы у нас был статус электронного документа, архивирование, все это было бы в законодательстве, то, конечно, это дало мы отчет развитию информационных технологий.

… Центральный банк сам, мы где-то продвинулись, а где-то отстали. Постоянно анализируем, где мы находимся с точки зрения информационных технологий. Кстати, это очень важно для органов власти. Потому что мы занимаем очень большое место в отношениях с рыночными субъектами и когда мы требуем бумажного документооборота… Вы понимаете, если предприятие или граждане вынуждены с нами общаться через бумажный документооборот, то им будет сложно между собой в электронном виде. Мы очень большую долю занимаем этого рынка.
Набиуллина назвала следующие направления, которые Банк России сейчас реализовывает:
  • В Центральном федеральном округе России идет пилотный проект по принятию Банком России залогов от банков в электронном виде;

  • Работа с жалобами потребителей банковских услуг также максимально переводится в электронный вид;

  • Сдача отчетности поднадзорными небанковскими организациями в электронном виде будет осуществляться через личный кабинет на сайте Банка России;

  • Проверка данных по сведениям кандидатов на выборах в органы власти будет осуществляться в электронном виде.
Но, с моей точки зрения, самым главным в выступлении Набиуллиной было заявление о том, что в современных условиях необходимо не просто переходить на использование электронных документов, а нужно менять технологии работы:
Эльвира Набиуллина — председатель Банка России:

… Мы хотим поменять форму предоставления отчетности. Я знаю, насколько это чувствительно для финансовых институтов. Из года в год нам говорят, что и так сложная отчетность и система регулирования, так еще и заставляете нас отчитываться по разным видам форм. Мы искренне пытались решить эту проблему на базе старых подходов. Когда мы инвентаризируем всю отчетность, убираем дублирование, что-то меняем. Но появляются новые задачи, риски, ситуация развивается, и мы опять шлем финансовым институтам новые формы. В принципе, подход неправильный, формацентричный. Нам нужно переходить к датацентричному подходу, когда мы собираем некоторые показатели и уже можем их по-разному анализировать. Мы будем это делать.
Из зала был задан вопрос об электронных архивах, на который попросили ответить Николая Никифорова:
Вопрос из зала:

— Николай Анатольевич, хотелось бы узнать, каким образом будут решать проблему архивного хранения? Например, договоров. Пользуясь случаем, хотелось бы уточнить, есть ли сроки, планы на эту тему?

Николай Никифоров, Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

— Вопрос понятен. Он совершенно своевременный. Целый ряд микропилотных проектов в этой сфере уже реализован. И коллеги из Росархива его реализовывали. Также давался ряд поручений. Но тема архивного хранения очень межведомственная, и в ней множество аспектов. Вопрос архивного хранения не в каком-то отдельном нормативном акте исчерпывающе описан. Это часть процедуры, которая наблюдается в значительном количестве других правовых актах, различных постановлениях, директивных документах. И проблемы с технической точки зрения нет, разве что проблема ограничения бюджета РФ, который не позволяет тому же Росархиву единомоментно создать инфраструктуру для всех случаев, в том числе и финансовых. Но нормативный процесс пока еще займет немного времени.

… Но здесь не должно быть иллюзий. Вряд ли за краткосрочную перспективу решим весь комплекс вопросов. Но то, что это стоит в числе приоритетов – это есть и в правительственной комиссии и, по-моему, в дорожной карте. Этим нужно системно заниматься, а для этого требуется постоянный диалог регуляторов и бизнеса.
Герман Греф прокомментировал это таким образом: «Спасибо, это очень важная тема. Здесь бы хотелось, конечно, иметь более четкий ответ, потому что это колоссальные издержки и полностью зависит от государственного паритета».

Мой комментарий: Если руководитель Банка России четко могла сказать, как развиваются проекты в ее ведомстве по расширению сферы применения электронных документов, то вот руководитель Минкомсвязи, похоже, не вполне владел информацией о том, как сейчас решается вопрос долговременного хранения электронных документов. Говорить, что коллеги из Росархива что-то там уже реализовали в отношении электронных архивов – это вводить в заблуждение слушателей.

Даже если бы и были выданы деньги на инфраструктуру, Росархив вряд ли смог бы создать мало-мальски пристойный электронный архив, так как для этого нужны серьезные правовые, организационные и кадровые решения, которые до сих пор не только не приняты, но и не подготовлены. А ещё нужно желание заниматься этим актуальным для всей страны вопросом, которого у Росархива не было, нет и … ну, Вы понимаете

Источник: сайт газеты «Реальное время»
http://realnoevremya.ru/today/14420

Комментариев нет:

Отправить комментарий