Особенности периода «самоизоляции» в первую очереди приводят к тому, что органам государственной власти в тех случаях, когда действующее законодательство предусматривает личное взаимодействие между людьми, приходится придумывать, как его в максимальной степени избежать - однако, как мне кажется, делать это нужно в строгом соответствии с нормами права.
В письме Минкомсвязи России от 8 мая 2020 года №МШ-П15-200-11773 «Об особенностях использования квалифицированных сертификатов в условиях новой коронавирусной инфекции COVID-19» отмечается, что «распространение на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) требует уменьшения очных контактов между сторонами правоотношений и перевод на дистанционный режим работы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Указанная ситуация обуславливает повышение значимости электронного документооборота в отношениях между указанными лицами».
В целях создания условий для снижения рисков инфицирования при очных контактах между сотрудниками аккредитованных удостоверяющих центров и клиентами таких центров ведомство разъяснило свою позицию по процедурам идентификации личности заявителя - физического лица.
Ведомство подчеркнуло, что действующая редакция федерального закона от 6 апреля 2011 г. №63-ФЗ «Об электронной подписи» не устанавливает конкретных способов установления аккредитованным удостоверяющим центром личности заявителя - физического лица, закрепляя только соответствующую обязанность установить его личность.
Ведомство отметило, что с 1 июля 2020 года должен вступить в силу новый порядок идентификации граждан (уточнён в ст.18 №63-ФЗ «Об электронной подписи»). Идентификацию заявителей при выдаче им квалифицированного сертификата можно будет осуществлять 4 способами, из которых 3 могут быть реализованы без посещения ими аккредитованного удостоверяющего центра.
Для справки: Согласно новым нормам статьи 18 закона №63 «Об электронной подписи», идентификация заявителя будет проводиться:На этом основании министерство рекомендовало аккредитованным удостоверяющим центрам «использовать предусмотренные указанными абзацами способы идентификации заявителя при выдаче ему квалифицированного сертификата (при наличии технической возможности) до вступления в силу абзацев второго - пятого подпункта «а» пункта 15 статьи 1 Закона №476».
- При его личном присутствии, или
- Посредством идентификации заявителя без его личного присутствия с использованием КЭП при наличии действующего квалифицированного сертификата;
- Посредством информации, указанной в документе, удостоверяющем личность гражданина РФ за пределами территории РФ, содержащем электронный носитель информации с записанными на нем персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные, или
- Посредством идентификации заявителя - гражданина РФ с применением информационных технологий без его личного присутствия путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и информации из единой биометрической системы.
Аналогичным образом, рекомендовано обеспечивать и ознакомление заявителя с содержанием квалифицированного сертификата, и оформление расписки об этом, предусмотренных частью 3 статьи 18 Закона №63 до вступления в силу новых норм законодательства.
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. №63-ФЗ «Об электронной подписи»Мой комментарий: Фактически своим письмом Минкомсвязи пытается изменить нормы законодательства, а именно, срок их вступления в силу. С моей точки зрения, это незаконно, поскольку письмо никакой юридической силы не имеет. Письмо «подбивает» удостоверяющие центры на рискованные действия, которые, если не дай бог возникнут неприятности, могут подвести тех «под суму и тюрьму», а министерство при этом никакой ответственности нести не будет! Я считаю, что подобную практику использования ведомственных писем не по назначению пора искоренять.
Статья 18. Выдача квалифицированного сертификата
3. При получении квалифицированного сертификата заявителем он должен быть ознакомлен аккредитованным удостоверяющим центром с информацией, содержащейся в квалифицированном сертификате. Подтверждение ознакомления с информацией, содержащейся в квалифицированном сертификате, осуществляется под расписку посредством использования заявителем квалифицированной электронной подписи при наличии у него действующего квалифицированного сертификата либо посредством простой электронной подписи заявителя - физического лица, ключ которой получен им при личном обращении в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, при условии идентификации гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий без его личного присутствия путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и информации из единой биометрической системы. Указанное согласие, подписанное электронной подписью, в том числе простой электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью данного физического лица.
Хотя намерения ведомства вполне понятны и благородны, однако всё-таки законнее и лучше установить временный порядок идентификации граждан ведомственным нормативным актом. Разве это так трудно сделать?
Источник : Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=352312
Комментариев нет:
Отправить комментарий