пятница, 15 мая 2020 г.

Принят закон о проведении эксперимента по разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта


Я регулярно на своем блоге размещаю материалы (по больше части переводные) о технологии искусственного интеллекта ( http://rusrim.blogspot.com/search/label/искусственный%20интеллект ), в первую очередь в связи с проблемами управления информацией и документацией, возникающими при её использовании.

Федеральный закон от 24 апреля 2020 года №123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных»» - первая российская законодательная «ласточка» в данной сфере.

В Москве с 1 июля 2020 года будет проводиться эксперимент. Экспериментальный правовой режим устанавливается с 1 июля 2020 года на пять лет (срок проведения эксперимента). Принятые в этот период нормативные правовые акты города Москвы утрачивают силу по истечении срока проведения эксперимента, за рядом исключений.

Положения нормативных правовых актов города Москвы, устанавливающие условия экспериментального правового режима, не могут исключать, изменять или вступать в противоречие с положениями федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, относящихся в соответствии с Конституцией РФ ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

2) искусственный интеллект - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру (в том числе информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, иные технические средства обработки информации), программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений;

3) технологии искусственного интеллекта - технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта (включая компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта);
Задачами установления экспериментального правового режима являются (ч.2 ст.3):
  • Создание благоприятных правовых условий развития технологий искусственного интеллекта;

  • Апробация технологий искусственного интеллекта и результатов его применения в городе Москве;

  • Оценка эффективности и результативности установления специального регулирования.
 В целях установления экспериментального правового режима высший исполнительный орган государственной власти города Москвы определяет (ч.1 ст. 4):
  • Условия и (или) порядок разработки, создания, внедрения, реализации, оборота отдельных технологий искусственного интеллекта и (или) производства, реализации, оборота отдельных товаров (работ, услуг) на основе указанных технологий, а также требования к указанным технологиям и (или) товарам (работам, услугам);

  • Случаи и порядок использования результатов применения искусственного интеллекта;

  • Случаи обязательного применения и (или) учета результатов применения искусственного интеллекта в деятельности органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций;

  • Уполномоченный орган;

  • Порядок и случаи передачи собственниками средств и систем фото- и видеонаблюдения изображений, а также предоставления доступа к таким средствам и системам фото- и видеонаблюдения органам государственной власти и организациям, осуществляющим публичные функции в соответствии с нормативными правовыми актами РФ. Перечень организаций, осуществляющих публичные функции, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы;

  • Порядок и условия обработки участниками экспериментального правового режима персональных данных, полученных в результате обезличивания, на основании соглашений с уполномоченным органом, а также требования к таким соглашениям. (По согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий)
Мой комментарий: Последний пункт самый интересный. В законе содержание эксперимента четко не сформулировано, но упоминание о персональных данных и их обезличивании говорит о том, планируется использование искусственного интеллекта в том числе и для обработки персональных данных.

Принятые нормативные правовые акты будут применяться только в отношении участников экспериментального правового режима, включенных в реестр.

При совершении сделок, направлении юридически значимых сообщений и совершении иных юридически значимых действий участник обязан уведомлять лиц, не являющихся участниками экспериментального правового режима, о наличии у него статуса участника и указывать на применение в отношении его актов высшего исполнительного органа государственной власти города Москвы. В случае, если юридически значимые действия совершаются с использованием сети «Интернет», участник обязан проинформировать пользователя (сторону сделки) обо всех применимых положениях нормативных правовых актов города Москвы, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч.4).

Требования к соглашениям между участниками экспериментального правового режима и уполномоченным органом должны предусматривать механизмы обеспечения конфиденциальности передаваемых данных и безопасности их хранения (ч.5).

Персональные данные, полученные в результате обезличивания и обрабатываемые, не могут быть переданы лицам, не являющимся участниками экспериментального правового режима. В случае утраты статуса участника или прекращения эксперимента в связи с истечением срока его проведения лицо, являвшееся участником, утрачивает право на получение ПДн, полученных в результате обезличивания, а хранящиеся у такого лица ПДн, полученные в результате обезличивания, подлежат уничтожению.

Для уничтожения персональных данных, полученных в результате обезличивания, применяются прошедшие в установленном порядке процедуру оценки соответствия средства защиты информации, в составе которых реализована функция уничтожения информации. Сведения об уничтожении ПДн, полученных в результате обезличивания, направляются лицом, являвшимся участником, в уполномоченный орган. Участники несут ответственность за соблюдение прав субъектов персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» в течение всего срока проведения эксперимента и после прекращения их участия в эксперименте.

Уполномоченный орган и координационный совет экспериментального правового режима осуществляют мероприятия по контролю за соблюдением обязанности по уничтожению персональных данных, полученных в результате обезличивания.

При проведении эксперимента не допускается хранение за пределами города Москвы персональных данных, полученных в результате обезличивания и обрабатываемых на основании соглашения с уполномоченным органом (ч.7).

В целях формирования стратегических направлений совершенствования механизмов экспериментального правового режима, в том числе его мониторинга, образовывается координационный совет (ст.6).

Координационный совет:
  • Участвует в обсуждении проектов нормативных правовых актов города Москвы по вопросам, связанным с установлением экспериментального правового режима, а также

  • Вносит предложения по совершенствованию механизмов экспериментального правового режима в процессе и по итогам применения специального регулирования.

  • По результатам проведения эксперимента подготавливает и представляет в Правительство РФ предложения о целесообразности или нецелесообразности внесения изменений в законодательство.
Источник: Консультант Плюс:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=351127 

Комментариев нет:

Отправить комментарий