воскресенье, 16 сентября 2018 г.

Судебная практика: Учет бумажных ветеринарных сопроводительных документов в информационной системе не является их повторным оформлением


Расширение сферы применения электронных документов в системе государственного управления идет одновременно с усилением централизации информации о них, которая размещается в федеральных государственных информационных системах (ФГИС). Как правило это приводит к тому, что при смешанном документообороте даже тогда, когда документ создается на бумажном носителе, информацию о нём необходимо внести во ФГИС - при этом требуется включить во ФГИС как все реквизиты и информацию, содержащуюся в документе, так и дополнительные сведения. В ряде случаев это приводит к тому, что при создании и учете документа его реквизиты приходится вручную вводить дважды.

Верховный Суд Российской Федерации в апреле 2018 года вынес решение № АКПИ18-128 по административному исковому заявлению государственного бюджетного учреждения Ленинградской области «Станция по борьбе с болезнями животных Лужского района» о признании недействующими пункта 12 «Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов» и пункта 59 «Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме», утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 589.

Позиция Верховного суда РФ

Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области «Станция по борьбе с болезнями животных Лужского района» обратилось в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 12 Правил и пункта 59 Порядка, ссылаясь на их противоречие статье 4 федерального закона от 13 июля 2015 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии» и отдельные законодательные акты РФ». По мнению административного истца, оспариваемые нормативные положения нарушают его охраняемые законом интересы, так как незаконно возлагают на него обязанность по повторному оформлению ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме после их оформления на бумажном носителе. Неисполнение этого требования повлекло привлечение станции к административной ответственности.
Для справки: Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 589 были утверждены «Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов» и «Порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме». Нормативный правовой акт был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 30 декабря 2016 года и опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» ( www.pravo.gov.ru ) 30 декабря 2016 года.

Согласно пункту 12 Правил, оформленные на бумажном носителе ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) подлежат учету в федеральной государственной информационной системе (ФГИС) в соответствии с Порядком оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме.

Пунктом 59 Порядка установлено, что учет оформленного на бумажном носителе ВСД осуществляется путем ввода данных о нём во ФГИС оформившим его лицом в течение 1 месяца с момента оформления, за исключением ряда случаев.

В случае, если ВСД оформлен уполномоченным лицом органа или учреждения, входящего в систему Государственной ветеринарной службы РФ, учет ВСД во ФГИС может производиться иным уполномоченным лицом этого органа или учреждения.
Как следует из содержания административного иска и объяснений представителя станции, отмеченные пункты оспариваются фактически в части содержащихся в них положений об учете оформленных на бумажном носителе ВСД в ФГИС путем ввода данных лицом, его оформившим.

Суд отметил, что частью 2 статьи 4 федерального закона от 13 июля 2015 г. № 243-ФЗ (в редакции федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 431-ФЗ) предусмотрено, что с 1 июля 2018 г. оформление ветеринарных сопроводительных документов производится в электронной форме в соответствии со статьей 2.3 Закона Российской Федерации «О ветеринарии», за исключением ряда случаев.

Законом установлено, что до 1 июля 2018 г. оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары производится на бумажном носителе или в электронной форме по желанию собственника этих подконтрольных товаров (часть 4 статьи 4).  Исключительные случаи, когда с 1 июля 2018 г. допускается оформление ветеринарных сопроводительных документов на бумажном носителе, определены в части 2.1 статьи 4 названного закона.

По мнению суда, предусмотренный оспариваемыми нормативными положениями учет оформленных на бумажном носителе ветеринарных сопроводительных документов в федеральной государственной информационной системе не является их повторным оформлением в электронной форме. Такое предписание соответствует действующему правовому регулированию.

Согласно пункту 1 статьи 4.1 закона РФ «О ветеринарии», создана федеральная государственная информационная система в области ветеринарии, в том числе в целях обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров, оформления и выдачи ветеринарных сопроводительных документов. Кроме прочего, во ФГИС содержится информация об их оформлении и о выдаче. Размещение подобной информации во ФГИС предусмотрено и пунктом 5 Правил создания, развития и эксплуатации ФГИС в области ветеринарии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. № 1140.

Суд подчеркнул, что, вводя регулирование относительно оформления ВСД на бумажном носителе или в электронной форме, федеральный законодатель установил общее для обоих случаев предписание о том, что информация об оформлении и о выдаче ВСД должна содержаться в ФГИС. Во исполнение такого установления и Правительство РФ приняло соответствующие правила.

Оспариваемое содержание пункта 12 Правил и пункта 59 Порядка не имеет предписаний об одновременном и обязательном, как полагает станция, оформлении ВСД на бумажном носителе и в электронной форме.

Необходимый для целей закона «О ветеринарии» учет оформленных на бумажном носителе ВСД в ФГИС ошибочно толкуется административным истцом как повторное бесплатное оформление ВСД в электронной форме.

Различие этих процедур следует и из содержания Правил и Порядка.

Так, Правила предусматривают, что ВСД оформляются и (или) выдаются в течение 1 рабочего дня при отсутствии необходимости проведения лабораторных исследований, осмотра, ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных товаров, а при наличии необходимости в их проведении - в течение 1 рабочего дня после получения результатов лабораторных исследований, осмотра, ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных товаров уполномоченным на оформление ВСД лицом (абзац первый пункта 6).

Оспариваемый учет оформленного на бумажном носителе ВСД согласно пункту 59 Порядка, как правило, осуществляется в течение 1 месяца с момента его оформления.

Нормативного правового акта большей юридической силы и устанавливающего иное регулирование не имеется.

Доводы станции о правовых и фактических основаниях использования в его работе технических и программных средств ФГИС, ее компонентов, включая ФГИС «Меркурий», относятся к оценке содержания других нормативных правовых и иных актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, которые не являются предметом административного иска по настоящему делу.

Верховный Суд Российской Федерации отказал в удовлетворении административного искового заявления «Станции по борьбе с болезнями животных Лужского района» о признании недействующими пункта 12 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и пункта 59 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 589.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в июле 2018 года (апелляционное определение № АПЛ18-272) оставила без изменения решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2018 г., а апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Ленинградской области «Станция по борьбе с болезнями животных Лужского района» - без удовлетворения.

Мой комментарий: Думаю, что никому не понравится необходимость дважды вводить в информационные системы данные о документе. Это повышает трудозатраты на его создание и оформление.

Чтобы не заставлять людей заниматься подобной ерундой, стоит заранее продумывать такую методику работы, когда при любых обстоятельствах вводить информацию нужно только один раз.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=298221

Комментариев нет:

Отправить комментарий