Данная заметка была опубликована 3 сентября 2018 года на новозеландском сайте «Политическая обсерватория» (The Policy Observatory).
В настоящее время идёт процесс пересмотра на будущее (см. https://www.dia.govt.nz/National-Archival-and-Library-Institutions-Ministerial-Group ) организационно-правовых рамок деятельности Архивов Новой Зеландии, Национальной библиотеки и Новозеландского архива кино-, теле- и аудиоматериалов (Ngā Taonga Sound and Vision). Итоги этого пересмотра в отношении Архивов Новой Зеландии будут иметь последствия для функционирования демократии в стране. Архивы Новой Зеландии регулируют практику управления документами в более чем 3000 органах и организациях государственного сектора и принимают на хранение более старые документы, признанные имеющими постоянную ценность. Создание и сохранение документов позволяет обеспечить подотчётность государства за его деятельность и принятые им решения. Эти документы не просто содержат информацию, - они содержат свидетельства и доказательства.
Организационная форма официального архива важна потому, что его устройство и место в государственном секторе поддерживают либо ограничивают его способность выполнять свои функции, ключевыми из которых являются регулирование и аудит деятельности государственных органов.
Данный пересмотр связан с исполнением данных лейбористской партией в ходе избирательной кампании 2017 года обещаний о выводе Архивов и Библиотеки из подчинения Министерства внутренних дел (Department of Internal Affairs) и о рассмотрении возможности подчинить Главного архивиста страны (Chief Archivist) непосредственно Парламенту.
Хотя кажется, что организовать деятельность Архивов таким образом, чтобы они могли наилучшим образом выполнять свои функции, задача относительно простая, на практике наблюдается обратное. Начиная с середины 1990-х годов, архивы Новой Зеландии (ранее Национальные архивы) пережили множество реформ и попыток реформ. Однако как область политики, для которой характерно видение политики на очень длительную перспективу, Архивы выигрывают от организационной стабильности. Поскольку они являются одним из механизмов, контролирующих деятельность исполнительной власти, их устройство не следует менять всякий раз, когда меняется мода в вопросах управления государственным сектором либо изменяются стратегические приоритеты правительства.
Директор «Политической обсерватории» Жюльен Молино (Julienne Molineaux – на фото; следует отметить, что Жюльен интересует вопросами устройства архивов и в других странах – например, в Канаде, см. https://www.youtube.com/watch?v=RIf0a1SckEc – Н.Х.) является экспертом в вопросах организационного устройства официальных архивов Новой Зеландии. Мнение Жюльен, поданное в рамках процесса пересмотра статуса Архивов Новой Зеландии в 2018 году, можно найти здесь: https://thepolicyobservatory.aut.ac.nz/__data/assets/pdf_file/0020/202835/J.-Molineaux-NALI-submission-August-2018.pdf (Жюльен высказывается за сохранение Архивов как отдельной структуры, за их преобразование в независимое агентство, предпочтительно подчиняющееся Парламенту – Н.Х.).
Жюльен писала о предвыборном обещании 2017 года и его важности на веб-сайте «Политической обсерватории» под названием «Справочные документы» (Briefing Papers), см. http://briefingpapers.co.nz/an-unlikely-political-football
Когда после выборов 2008 года структура Архивов Новой Зеландии была очередной раз пересмотрена, Жюльен высказалась против предложения о включении Архивов в структуру Министерства внутренних дел. Сводку аргументов против этого предложения можно найти на веб-сайте Pundit, см. https://www.pundit.co.nz/content/neutering-an-agent-of-our-constitution . Более детальное мнение ( https://www.parliament.nz/resource/0000129509 ) было подано в парламентский комитет, рассматривающий изменения законодательства, необходимые для осуществления этих изменений. Также некоторые вопросы обсуждались в интервью ( https://www.radionz.co.nz/national/programmes/ninetonoon/audio/2423326/merging-archives-nz-and-the-national-library ), данном Кэтрин Райан (Kathryn Ryan) на «Радио Новая Зеландия» (там речь шла о предложении слить Архивы и Библиотеку – Н.Х.).
В диссертации Жюльен Молино на получение степени доктора философии в области политических наук (эквивалент нашей кандидатской степени – Н.Х.) рассматривался механизм реформирования деятельности архивного агентства в период до принятия Закона о государственных документов 2005 года. Электронная копия диссертации доступна в библиотеке Университета Окленда (см. https://researchspace.auckland.ac.nz/handle/2292/3869 ).
Мой комментарий: Данный материал имеет определенный познавательный интерес – но не только. Не исключено, что в ближайшее время и у нас будет поставлен вопрос о дальнейшем существовании, статусе и организационных рамках деятельности Росархива. В данном вопросе нет однозначных решений. Есть, например, множество стран, в которых архивная служба подчинена министерству внутренних дел или министерству юстиции, и где-то такая схема успешно работает, а где-то нет. Есть пример Франции, где архивная служба из независимой структуры перешла даже не на первый, а на второй уровень в иерархии министерства культуры – без сколько-нибудь существенных последствий.
В одних условиях может быть важнее независимость архивной службы от исполнительной власти, а в других – получение кадровой, финансовой и материальной поддержки мощного и богатого ведомства, реально заинтересованного в обеспечении надлежащей сохранности документов и способного создать архивистам человеческие условия для работы. В любом случае, российским архивистам стоит об этот подумать, и быть готовыми сформулировать свою позицию.
Источник: сайт «The Policy Observatory»
https://thepolicyobservatory.aut.ac.nz/publications/the-reform-of-archives-new-zealand
Комментариев нет:
Отправить комментарий