четверг, 20 июня 2024 г.

Правила обмена электронными договорами морской перевозки груза и электронными коносаментами между перевозчиком и отправителем

Правительство РФ постановлением от 31 мая 2024 года №734 утвердило «Правила обмена электронными договорами морской перевозки груза и электронными коносаментами, сведениями, содержащимися в них, между перевозчиком и отправителем и направления таких документов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов», которые вступят в силу с 1 сентября 2024 года.

Одновременно с Правилами утверждены:

  • Правила направления электронных договоров морской перевозки груза и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов;

  • Схема обмена электронными договорами морской перевозки груза и сведениями, содержащимися в них;

  • Правила направления электронных коносаментов (далее - электронные документы) и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов;

  • Схема обмена электронными коносаментами и сведениями, содержащимися в них.

Правила определяют порядок обмена электронными договорами морской перевозки груза и электронными коносаментами, сведениями, содержащимися в электронных документах, между перевозчиком и отправителем и направления электронных документов и сведений, содержащихся в них, в ГИС электронных перевозочных документов, предусмотренную федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (п.1).

Обмен электронными документами и сведениями, содержащимися в них, между участниками информационного взаимодействия, а также направление электронных документов и сведений, содержащихся в них, в ГИС осуществляются посредством использования информационных систем электронных перевозочных документов, предусмотренных федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (п.3).

Направление и получение файлов обмена между участниками информационного взаимодействия, а также направление файлов обмена в ГИС осуществляются через информационную систему электронных перевозочных документов в соответствии (п.4) c:

  • Правилами направления электронных договоров морской перевозки груза и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов согласно по схеме обмена электронными договорами морской перевозки груза и сведениями, содержащимися в них;

  • Правилами направления электронных коносаментов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов по схеме обмена электронными коносаментами и сведениями, содержащимися в них.

Электронные документы и сведения, содержащиеся в них, представляются в государственную информационную систему операторами информационных систем электронных перевозочных документов (п.6).

Представление в ГИС электронных документов и сведений, содержащихся в них, осуществляется с момента формирования файлов обмена по форматам, утвержденным Федеральной налоговой службой. Срок представления электронных документов и сведений, содержащихся в них, оператором информационной системы электронных перевозочных документов в государственную информационную систему не должен превышать 10 минут с момента получения такой информации от участников информационного взаимодействия (п.7).

Мой комментарий: Авторы этого требования вряд ли хорошо знакомы с реальной практикой использования аналогичных информационных систем, иначе бы они знали, что «человек полагает, а бог располагает» - мало ли какие проблемы могут быть со связью и с функционированием ГИС …

Оператор при получении от участника информационного взаимодействия файла обмена осуществляет (п.9):

  • Проверку файла обмена на соответствие формату, утвержденному ФНС;

  • Проверку уникального идентификатора документа на его уникальность;

  • Проверку уникального идентификатора документа на принадлежность пулу (массиву значений) уникальных идентификаторов документа, выданных участнику информационного взаимодействия по его запросу из пула (массива значений) уникальных идентификаторов документа, ранее полученных оператором информационной системы электронных перевозочных документов из государственной информационной системы;

  • Проверку действительности УКЭП или УНЭП.

В случае отрицательного результата одной из проверок участнику информационного взаимодействия оператором автоматически направляется ответ об ошибке, после чего такой файл обмена должен быть сформирован заново (п.10).

Достоверность информации, представляемой в ГИС, подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью. В случае если от имени участника информационного взаимодействия - юридического лица или индивидуального предпринимателя - файл обмена подписывается УКЭП или УНЭП его представителя на основании доверенности, в ГИС представляется соответствующая доверенность в электронной форме в машиночитаемом виде способом, не предусматривающим ее включение в пакет электронных документов (п.13).

Мой комментарий: Такое требование означает, что сами доверенности необходимо будет размещать и хранить в одной из предусмотренных для этого информационных систем, скорее в блокчейн-системе ФНС.

Время ответа государственной информационной системы на получение данных из информационной системы электронных перевозочных документов составляет не более 10 секунд (п.14).

Мой комментарий: Понимаю, что это вполне нормальное требование для штатного режима работы при хорошей связи и отсутствии DDOS-атак. Однако в реальных условиях это требование неизбежно будет нарушаться (и до определённого предела, в этом нет ничего страшного), поэтому требование следовало бы сформулировать более чётко, не создавая ненужных лазеек для оспаривания операций по формальным признакам.

При направлении файлов обмена в ГИС шифрование файлов обмена не допускается (п.16).

Оператор государственной информационной системы обеспечивает хранение в неизменном виде электронных документов и сведений, содержащихся в них, в течение 5 лет с даты размещения электронных документов и сведений, содержащихся в них, в государственной информационной системе (п.22).

Мой комментарий: Впечатляют сроки, установленные для взаимодействия с ГИС: 10 минут на то, чтобы отправить полученные от контрагента документы в ГИС, и 10 секунд, чтобы получить необходимые документы из ГИС.

Срок хранения электронных документов в ГИС установлен в 5 лет. К сожалению, в Правилах четко не сказано, что после истечения этого срока документы можно уничтожать (и будет ли обеспечиваться невозможность восстановления документов, например, из резервных копий).

Отмечу, что фиксированный срок хранения в 5 лет создаёт значительные риски в том случае, если, например, соответствующие документы будут необходимы для разрешения незаконченных судебных споров – либо если эти документы будут использованы впоследствии по вторичному назначению в иных деловых операциях, и на них будут распространять уже другие сроки хранения. Если следовать сложившейся практике уничтожения такого рода документов, оно должно осуществляться только после проведения в установленном порядке экспертизы ценности и отбора на уничтожение.


Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=477767

Комментариев нет:

Отправить комментарий