Вопрос о доступе к архивной информации, а точнее - возможность её самостоятельного бесплатного копирования, регулярно всплывает в судебных спорах. Как правило, пользователи информации пытаются оспорить в судах нормативно-правовые акты, которыми регламентируется порядок сбора денег с населения.
Воронежский областной суд в сентябре 2021 года вынес решение по делу №3а-525/2021 в котором гражданин оспаривал положения «Порядка постоянного хранения, использования технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 01.01.2013 в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного), предоставления копий такой документации и содержащихся в ней сведений», утвержденного приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №2028 от 12 декабря 2016 года.
Для справки: Пункт 3.6 Порядка предусматривает, что ознакомление собственников, владельцев (балансодержателей) объектов недвижимости или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности), наследников по закону или по завещанию с инвентарными делами, архивными документами производится только в присутствии работника организации, заключившей договор хранения, ответственного за сохранность таких документов; снятие копий, фотографий с документов инвентарного дела, архивных документов в этом случае не допускается.
Суть спора
В июле 2021 года гражданин обратился в Бюро технической инвентаризации Ленинского района г. Воронежа с заявлением о предоставлении возможности сфотографировать первоначальный технический паспорт многоквартирного дома, указав, что пользователь вправе бесплатно копировать собственными техническими средствами архивные документы.
В ответе ему было разъяснено, что для ознакомления с инвентарными делами и архивными документами, либо для получения их копий, ему необходимо обратиться для заключения договора в филиал АО «Воронежоблтехинвентаризация».
Гражданин, являясь пользователем учетно-технической документации об объектах технической инвентаризации, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 3.6 Порядка в части слов «при ознакомлении с инвентарными делами, архивными документами снятие копий, фотографий с этих документов не допускается», ссылаясь на их противоречие:
- части 1 статьи 24, части 1 статьи 26 федерального закона от 22.10.2004 №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»,
- пункту 2 статьи 3 и подпункту 4 пункта 4 статьи 8 федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В обоснование заявленного требования гражданином было указано, что оспариваемый нормативный правовой акт препятствует свободно искать, получать информацию и использовать при работе с архивными делами и документами собственные технические средства для их копирования.
Для справки: В соответствии с частью 2.1 статьи 45 федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», технические паспорта, оценочная и иная хранившаяся по состоянию на 01.01.2013 в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются собственностью субъекта РФ. Их хранение относится к полномочиям соответствующего субъекта РФ
Согласно части 2.3 статьи 45 федерального закона «О кадастровой деятельности», постоянное хранение технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) может осуществляться органом исполнительной власти субъекта РФ, учреждением либо организацией, заключившими с органом исполнительной власти субъекта РФ договор хранения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Позиция Воронежского областного суда
Суд отметил, что постановлением правительства Воронежской области №627 от 30.08.2016 на департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области были возложены функции:
- По организации постоянного хранения и использования технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного);
- Установлению порядка постоянного хранения и использования учетно-технической документации, порядка предоставления копий учетно-технической документации и содержащихся в ней сведений;
- Установлению размера платы за предоставление копий учетно-технической документации и содержащихся в ней сведений, а также порядка взимания и возврата указанной платы.
Суд подчеркнул, что оспариваемый нормативный правовой акт был утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в целях реализации требований федерального закона и в пределах предоставленных ему полномочий. Порядок принятия, опубликования нормативного правового акта соблюден и не оспаривается административным истцом.
Суд отметил, что федеральный закон от 22.10.2004 №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» не возлагает на государственные и муниципальные архивы обязанность по оказанию пользователям на безвозмездной основе услуги, связанной с изготовлением копий выбранных ими для изучения архивных документов, в том числе и для случаев организации их самостоятельного изготовления пользователем собственным техническим средством.
Применение технических средств с целью изготовления копий архивных дел, документов, печатных изданий относится к способу использования архивного документа, доступ к которому получен при реализации пользователем его прав на поиск и получение информации, в связи с чем доводы административного истца о нарушении прав граждан на свободный поиск и получение информации утверждением оспоренных положений Порядка несостоятельны.
Соответственно, предусмотренный оспариваемыми положениями порядок ознакомления с архивной учетно-технической документацией не противоречит какому-либо нормативному правовому акту большей юридической силы.
Положения пункта 3.6 Порядка не содержат предписаний, противоречащих федеральному закону «О кадастровой деятельности» и федеральному закону «Об архивном деле в Российской Федерации», и не изменяют установленное приведенными законоположениями, включая федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», правовое регулирование.
Оспариваемые положения Порядка в соответствии с требованиями закона обеспечивают право граждан на поиск и получение для изучения архивных документов, поскольку, как указывалось выше, самостоятельное копирование является дополнительным способом использования и сохранения информации, полученной при изучении выданных архивных документов, и не свидетельствует об ограничении права на доступ к архивным документам, предусмотренного федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации».
Суд отказал в удовлетворении административного искового заявления гражданина к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании частично недействующим пункта 3.6 «Порядка постоянного хранения…», утвержденного приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №2028 от 12 декабря 2016 года.
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в феврале 2022 года по делу №66а-193/2022(66а-5527/2021) (УИД 36OS0000-01-2021-000373) оставила без изменения решение Воронежского областного суда, апелляционную жалобу гражданина - без удовлетворения.
Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOKI;n=367231
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOAS;n=31468
Комментариев нет:
Отправить комментарий