суббота, 18 июня 2022 г.

Судебная практика: Отказ Министерства обороны в предоставлении свободного доступа к архивной информации признан законным

Споры о праве свободного доступа к архивной информации достаточно часто связаны с тем, что исследователи хотят получить для изучения архивные документы, содержащие информацию о гражданах, не имея на то законных оснований.

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в августе 2021 года вынесла решение по делу №88а-17854/2021 (77RS0009-01-2019-014028-87), в котором ответчиком был Центральный архив министерства обороны Российской Федерации.

Суть спора

Двое граждан обратились в суд с иском к Центральному архиву министерства обороны РФ, полагая незаконным отказ в предоставлении свободного доступа к архивной информации - несекретным архивным учетно-послужным карточкам офицеров и несекретным документам из личных дел офицеров, по которым истекло 75 лет с момента их создания.

Требование было мотивировано тем, что доступ к информации необходим для проведения биографических исследований и подготовки научных работ. В то же время, по мнению заявителей, отказ административного ответчика противоречил положениям части 1 статьи 24 федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» и нарушал право на равный доступ к архивным документам.

Решением Зюзинского районного суда г. Москвы в июле 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда в январе 2021 года, в удовлетворении административного иска было отказано.

Отказывая в удовлетворении требований, суды двух инстанций исходили из того, что при рассмотрении обращений административных истцов было установлено, что положения федерального закона от 22 октября 2004 г. №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» были соблюдены, что был дан соответствующий ответ и что действиями административного ответчика какие-либо права заявителей нарушены не были.

Позиция Второго кассационного суда общей юрисдикции

Согласно ответам архива, данным в августе и октябре 2019 года, в силу части 1 статьи 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица, не доверенной никому, не допускается без согласия данного лица, а после его смерти – без согласия родственников.

Суд подчеркнул, что в читальном зале Центрального архива Министерства Обороны РФ выдача для работы пользователям личных дел и учетно-послужных карт осуществляется в полном объеме с действующим указанием Начальника ЦА МО РФ от 30 апреля 2014 года №1/3289, в том числе положений Инструкции об обеспечении доступа пользователей к архивным документам ЦА МО РФ. Пользователям - частным лицам указанные документы предоставляются на основании личного заявления с приложением нотариально заверенных документов, подтверждающих родство, или с письменного согласия родственников.

Судебная коллегия согласилась с выводами о том, что оспариваемые ответы не противоречат действующему законодательству и не могут быть расценены как нарушающие права, свободы и законные интересы истцов.

Пунктом 2 статьи 24 Конституции РФ гражданину гарантируется право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Суд отметил, что реализация права на доступ к информации возможна только на законном основании и без нарушения прав и законных интересов других лиц; каждый гражданин имеет закрепленное в Конституции РФ и целом ряде законодательных актов РФ право на получение информации (доступ к информации), реализация которого возможна только на законном основании, т.е. в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При этом вопросы доступа к информации определенного вида (категории) могут быть регламентированы различными нормативными актами.

В соответствии с федеральным законом №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы (часть 1 статьи 24); доступ же к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, ограничен на срок 75 лет со дня создания данных документов, причем это ограничение может быть отменено ранее указанного срока только с письменного разрешения такого гражданина, а после его смерти - с письменного разрешения его наследников (часть 3 статьи 25).

Указанное положение Закона также согласуется с п. 2.3.2 «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных архивах», утвержденных Приказом Минкультуры РФ от 18.01.2007 №19 (действовали на дату рассмотрения обращений), согласно которым к архивным документам ограниченного доступа относятся архивные документы, содержащие сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу его безопасности.

По мнению суда, обоснованность отказа архива обусловлена тем, что архивные документы, запрашиваемые истцами, содержали сведения о третьих лицах, то есть информацию о личной тайне граждан (субъектов информации), - при этом отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что получение запрашиваемой информации непосредственно затрагивает права и законные интересы заявителей.

Судами было отмечено, что заявленные истцами требования с учетом неопределенного содержания обращений, свидетельствуют о том, что они пытаются защитить право на доступ к архивной информации для неопределенного круга лиц, что также не отрицалось в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Суд также отметил, что приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что заявители имеют безусловное право на предоставление свободного доступа к архивным документам, по которым истекло 75 лет с момента их создания, со ссылкой на судебную практику, основанием к отмене постановленных судебных актов являться не могут, поскольку из представленных материалов не следует, что отсутствие у заявителей доступа к истребуемой из архива информации нарушает их права и интересы на получение информации для любых законных целей и любым законным способом.

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции оставила без изменения решение Зюзинского районного суда г. Москвы и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда, а кассационную жалобу граждан - без удовлетворения.

Мой комментарий: Любопытно отметить, что публикация решений судов двух первых инстанций была запрещена.


Источник: сайт «Судебные решения РФ»
http://судебныерешения.рф/65922784


1 комментарий:

  1. "исследователи хотят получить для изучения архивные документы, содержащие информацию о гражданах, не имея на то законных оснований"
    А какие нужны законные основания по ФЗ об архивном деле для доступа к личной тайне после истечения 75 лет? Все мотивировки судов сводятся к неправовым доводам типа родственники против. По такой логике можно закрыть личные дневники деятелей хоть 200-летней давности.

    ОтветитьУдалить