Вопрос о возможности самостоятельного копирования архивных документов продолжает свое развитие в судебных инстанциях и, как это обычно бывает, проявляются все новые и новые грани этой проблемы.
Верховный Суд Российской Федерации в ноябре 2018 года вынес решение № АКПИ18-918 по оспариванию запрета на использование технических средств личного пользования для копирования при работе с делами, документами, справочно-поисковыми средствами к ним в читальном зале Центрального архива Министерства обороны РФ, т.е. в ведомственном архиве государственного органа власти.
Суть спора
Гражданин обратился в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими указания начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 17 февраля 2018 г. N 317/6/25 в части запрета на использование технических средств личного пользования (телефонов сотовой связи, фото- и видеокамер и т.д.) для копирования при работе с делами, документами, справочно-поисковыми средствами к ним в читальном зале Центрального архива Министерства обороны РФ ссылаясь на их противоречие статье 25, частям 1, 3 статьи 26 федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Порядку использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах, утвержденному приказом Федерального архивного агентства от 1 сентября 2017 г. № 143, пункту 255 Наставления по архивному делу в Вооруженных Силах РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 31 августа 2005 г. № 200.
Требование было мотивировано тем, что Указания являются нормативным правовым актом, изданы федеральным органом исполнительной власти, обязательны к исполнению на территории РФ, рассчитаны на неоднократное применение неограниченным кругом, в том числе физических, лиц и нарушают его право на использование технических средств личного пользования в читальном зале Центрального архива Министерства обороны РФ.
Позиция Министерства обороны РФ и Министерства юстиции РФ
В письменных возражениях начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ - первый заместитель Министра обороны РФ и Министерство обороны РФ указали, что оспариваемые в части Указания изданы в целях организации исполнения решения вышестоящего органа и обеспечения сохранности сведений, отнесенных к государственной тайне; регулирования правоотношений, связанных с доступом к архивным документам, не осуществляют, к нормативным правовым актам, подлежащим государственной регистрации, не относятся, положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не противоречат, не нарушают прав административного истца.
Министерство юстиции РФ в письменных объяснениях выразило позицию, что Указания, имеющие пометку «Для служебного пользования», предполагались к применению в отношении лиц, проходящих службу (работающих) в центральных органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях, организациях Вооруженных Сил РФ и военных комиссариатах, вместе с тем на практике они применяются в отношении неограниченного круга лиц. Указания, по мнению министерства, обладают нормативными свойствами и по сути являются нормативным правовым актом, подлежащим государственной регистрации.
Позиция Верховного Суда Российской Федерации
Суд отметил, что Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ издал Указания в целях предотвращения в Вооруженных Силах утечки информации ограниченного доступа. Пункт 1 Указаний содержит требования: «Запретить внос и использование на территории воинских частей технических средств личного пользования (телефонов сотовой связи, смартфонов, коммуникаторов, ноутбуков, планшетных компьютеров, средств спутниковой связи и навигации, модемов, диктофонов, фото- и видеокамер, видеорегистраторов, «умных» часов, фитнес-браслетов и т.д.), имеющих расширенные мультимедийные возможности (функции аудиозаписи, фото- и видеосъемки, геолокации, навигации, передачи данных по сети Интернет, модули Wi-Fi и Bluetooth, инфракрасный порт, разъем внешней памяти и т.д.)».
По мнению суда, Указания являются обязательными для исполнения заместителями Министра обороны РФ, главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими войсками военных округов, командующими родами войск Вооруженных Сил, должностными лицами видов Вооруженных Сил, военных округов, родов войск Вооруженных Сил, центральных органов военного управления, органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Вместе с тем по смыслу, придаваемому оспариваемому пункту правоприменительной практикой воинских частей и организаций Вооруженных Сил, его действие распространено на неограниченный круг лиц - пользователей архивными документами Центрального архива Министерства обороны РФ, и рассчитано на неоднократное применение.
Архив расположен на территории Федерального государственного казенного учреждения «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации», которое, в свою очередь, организовало выполнение вступивших в силу 17 февраля 2017 г. Указаний о запрете использования собственных технических средств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил, в том числе осуществляет на основании его требований соответствующий пропускной режим.
Факт распространения предусмотренного пунктом 1 Указаний запрета на пользователей архивными документами подтверждается также ответом архива, направленным в адрес председателя Комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания РФ в связи с поступившим коллективным обращением по вопросу защиты интересов исследователей, работающих с архивными фондами, и ответом начальника Архивной службы Вооруженных Сил Российской Федерации от 16 мая 2018 г. № 350/00392.
Суд отметил, что применяемый в отношении неопределенного круга лиц запрет, установленный пунктом 1 Указаний, затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина. Вместе с тем данное общеобязательное, как указано выше, нормативное предписание издано не в форме соответствующего нормативного правового акта и без соблюдения установленных законодательством РФ требований к порядку его подготовки, принятию, государственной регистрации и опубликованию.
Согласно указаниям первого заместителя Министра обороны РФ от 10 ноября 2018 г. № 317/6/10678дсп оспариваемые Указания признаны утратившими силу.
При рассмотрении настоящего административного дела было установлено применение пункта 1 Указаний в отношении гражданина и нарушение его прав, предусмотренных действующим законодательством, что исключает удовлетворение ходатайства о прекращении производства по делу и влечет необходимость разрешения административного дела по существу в целях выполнения задач административного судопроизводства.
Согласно части 1 статьи 26 федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», пользователь архивными документами имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему архивных документах, а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом.
Доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором РФ, законодательством РФ, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности. Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» ограничен доступ к архивным документам, независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством РФ тайну, к подлинникам особо ценных документов, в том числе уникальных документов, и документам Архивного фонда РФ, признанным в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства, находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии; а также к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности.
Основные правила организации и ведения архивного дела в Вооруженных Силах РФ определены в Наставлении по архивному делу в Вооруженных Силах РФ, утвержденном приказом Министра обороны РФ от 31 августа 2005 г. № 200, согласно которому архивное дело в Вооруженных Силах организуется в соответствии с Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами РФ, приказами и директивами Министра обороны РФ, данным наставлением; в систему архивов Вооруженных Сил входит Центральный архив Министерства обороны РФ с филиалом.
Организацию работы пользователей с документами Архивного фонда РФ и другими архивными документами, не содержащими сведения, составляющие государственную тайну, справочно-поисковыми средствами к ним и находящимися на хранении в научно-справочных библиотеках архивов печатными изданиями в читальных залах (просмотровых залах, комнатах прослушивания фонодокументов, помещениях каталогов) государственных и муниципальных архивов или (при отсутствии специально выделенного помещения) в рабочей комнате архива под контролем работника архива регламентирует «Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации» (Порядок).
Порядок предусматривает, что пользователь вправе использовать при изучении дел, документов, справочно-поисковых средств к ним, печатных изданий для осуществления выписок и набора текста собственные технические средства без звуковых сигналов и без подключения к информационно-телекоммуникационным сетям архива или арендовать технические средства архива; заказывать либо изготавливать самостоятельно арендуемыми техническими средствами архива или собственным техническим средством копии архивных дел, документов, печатных изданий в объеме не более 100 листов (кадров, электронных образов) в течение рабочего дня на возмездной основе.
Следовательно, оспариваемый пункт Указаний подлежит признанию недействующим в названной части со дня принятия.
Верховный Суд РФ удовлетворил административное исковое заявление гражданина и признал недействующим со дня принятия пункт 1 указаний начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ - первого заместителя Министра обороны РФ от 17 февраля 2018 г. № 317/6/25 в той мере, в какой по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой до дня признания названных указаний утратившими силу 10 ноября 2018 г., его действие было распространено на граждан - пользователей архивными документами Центрального архива Министерства обороны РФ в части запрета на использование собственных технических средств без звуковых сигналов и без подключения к информационно-телекоммуникационным сетям архива при изучении в читальном зале архива дел, документов, справочно-поисковых средств к ним, печатных изданий, доступ к которым не ограничен, для осуществления выписок, набора текста, изготовления копий дел, документов, печатных изданий.
Мой комментарий: Еще раз обращаю внимание на то, что в данном случае речь идет об архивных документах, которые хранятся в ведомственном архиве органа государственной власти. В данном случае воинская часть и архив Министерства обороны «в одном флаконе» как раз и создали правовую проблему, которую пришлось решать Верховному Суду.
Решение Верховного Суда, с моей точки зрения, создает уже другую правовую коллизию. Получается, что сотрудники архива обязаны соблюдать требования Указания в отношении вноса и использование на территории воинских частей технических средств личного пользования, а вот пользователи читального зала, не имеющие отношения к армии, исполнять это требование не обязаны.
Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB002;n=564451
Комментариев нет:
Отправить комментарий