четверг, 7 марта 2019 г.

Франция: Публикация административных документов без анонимизации: Декрет № 2018-1117 от 10 декабря 2018 года определяет категории соответствующих административных документов


Данная статья Летиции Матьёлён (Laetitia Mathiolon - на фото) была опубликована 23 января 2019 года на сайте юридической фирмы DELSOL Avocats.

Административные органы (в том числе частные лица, на которых возложено выполнение определенных публичных функций), имеют возможность обнародовать административные документы, которые они создают или получают (согласно статье L312-1 Кодекса взаимоотношений между общественностью и администрацией - Code des relations entre le public et l’administration, CRPA, https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000031366350 ).

До принятия закона № 2016-1321 от 7 октября 2016 года «Об электронной Республике» (Loi n° 2016-1321 du 7 octobre 2016 pour une République numérique,  https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000033202746 , о нём см. также http://rusrim.blogspot.com/2016/10/blog-post_55.html - Н.Х.). содержащие персональные данные административные документы могли быть использованы повторно только в том случае, если заинтересованное лицо дало на это согласие, или если административный орган осуществил их анонимизацию, или, при отсутствии анонимности, если это прямо разрешено законом или нормативным актом.

Статья 6 вышеупомянутого закона в настоящее время позволяет административным органам публиковать административные документы в Интернете, не проводя их анонимизацию  [1] при условии соблюдения условий использования, установленных декретом № 2018-1117 от 10 декабря. 2018, вступившим в силу в силу 13 декабря 2018 года после согласования с французским уполномоченным органом по защите персональных данных CNIL (Commission nationale de l'informatique et des libertés - Национальная комиссия по информатике и свободам граждан, http://www.cnil.fr/ ).

Мой комментарий: Речи идёт о декрете № 2018-1117 от 10 декабря. 2018 «О категориях административных документов, которые могут быть обнародованы, не проходя процесса анонимизации» (Décret n° 2018-1117 du 10 décembre 2018 relatif aux catégories de documents administratifs pouvant être rendus publics sans faire l'objet d'un processus d'anonymisation
https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000037797147 ).

Отныне статья D312-1-3 кодекса CRPA (см. https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do;?idSectionTA=LEGISCTA000031367737&cidTexte=LEGITEXT000031366350&dateTexte=20190214 ) предусматривает, что: «Документы и информация, упомянутые в статьях L.312-1 и L.312-1-1, и которые могут быть раскрыты или доступны любому лицу, в учётом положений статей L.311-5 и L.311-6 и иных положений действующих законов и нормативных актов, - могут быть обнародованы, не подвергаясь обработке, предусмотренной п.2 статьи L.312-1-2, если они попадают в одну из следующих категорий ... ».

Категории административных документов, не требующих анонимизаии

Декрет определяет категории административных документов, которые могут быть обнародованы без проведения процесса анонимизации. В их число входят (список не является исчерпывающим):
  • Схемы организационной структуры и справочники администраций, в том числе частных организаций, выполняющих публичные функции;

  • Национальный реестр ассоциаций, реестр компаний и их отделений и филиалов в полном объеме;

  • Перечни представителей регулируемых профессий (нотариус, юрист, судебный пристав и архитектор);

  • Результаты, полученные кандидатами на экзаменах и административные конкурсах, либо ведущие к выдаче национальных дипломов;

  • Условия организации и проведения спортивных мероприятий;

  • Национальный реестр выборных должностных лиц;

  • Условия организации и проведения туристической деятельности.
В то же время неуниверсальные адреса электронной почты и прямые телефонные номера всегда должны быть скрыты.

Декрет авторизует публикацию документов при условии соблюдения положений статей L.311-5 и L.311-6 кодекса CRPA. Это означает, что сохраняются запреты на публикацию в сети информации, содержащей охраняемую законом тайну (например, военную, медицинскую или коммерческую тайну).

К этому первому условию добавляется надлежащее уважение принципов защиты персональных данных.

Уважение принципов защиты персональных данных

В соответствии со статьей L.322-2 кодекса CRPA, повторное использование государственной информации, содержащей персональные данные, должно соответствовать принципам защиты персональных данных, то есть европейскому законодательству GDPR и закону № 78-17 от 6 января 1978 года об информатике, файлах и гражданских свободах (Loi n° 78-17 du 6 janvier 1978 relative à l’informatique, aux fichiers et aux libertés,  см. https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000886460  – Н.Х.), более известному под названием «Информатика и свободы» (Informatiques et Libertés), в редакции закона №2018-493 от 20 июня 2018 года «О защите персональных данных» (Loi n° 2018-493 du 20 juin 2018 relative à la protection des données personnelles, https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do;?cidTexte=JORFTEXT000037085952 ).

Пользователь персональных данных, содержащихся в упомянутых декретах от 10 декабря 2018 года административных документах, должен соблюдать принципы защиты персональных данных, в связи с тем, что при повторном использовании этих данных он осуществляет новую обработку персональных данных, за которую он несёт ответственность.

Следовательно, возможное повторное использование административных документов для других целей должно быть прозрачным.

Например, публикация реестров юристов, судебных приставов или архитекторов позволяет создавать «умные» справочники и журналы записи (по образцу платформ для записи ко врачам) [2]. Таким образом, пользователь будет иметь упрощенный доступ к этим специалистам, которые, со своей стороны, выиграют благодаря своей большей публичности.

В любом случае, предоставление раскрываемых данных администрациями желательно сопровождать предупреждением, которое должно напоминать о персональном характера этих данных и об обязательств, ложащихся на любого нового оператора персональных данных.

Летиция Матьёлён (Laetitia Mathiolon)

Примечания:

[1] Таким образом, это изменение приводит национальное законодательстве в соответствие с положениями европейской Директивы 2013/37/EU (см. https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32013L0037 ), которая поощряет «широкую доступность и повторное использование информации государственного сектора для индивидуальных и коммерческих целей, при отсутствии или минимальном уровне правовых, технических или финансовыми ограничений, а также способствует обращению информации.»

[2] https://www.etalab.gouv.fr/le-decret-fixant-les-categories-de-donnees-diffusables-et-reutilisables-sans-anonymisation-est-paru

Источник: сайт фирмы DELSOL Avocats
https://www.delsolavocats.fr/data/fr/une-publication-sans-anonymisation-des-documents-administratifs-le-decret-n-2018-1117-du-10-decembre-2018-precise-les-categories-de-documents-administratifs-concernes/

Комментариев нет:

Отправить комментарий