14 марта 2019 года прошло расширенное заседание коллегии Федерального архивного агентства. С докладом «Об итогах работы Федерального архивного агентства в 2018 году, задачах на 2019 год и среднесрочную перспективу» выступил руководитель Росархива Андрей Николаевич Артизов.
Он отметил, что отчетный год во всех отношениях был этапным для архивной отрасли, год был последним в реализации федеральной целевой программы «Культура России», «которая в течение почти двух десятилетий служила эффективным инструментом развития архивного дела».
Мой комментарий: Исключение Росархива из программы «Культура России» связано, насколько я понимаю, с переподчинением ведомства Президенту РФ. С моей точки зрения, исключение из программы спорное решение, поскольку выставочная и публикационная деятельность архивов все-таки больше относится к сфере культуры. Важнее другое: именно по этой программе финансировалось строительство зданий архивов как на федеральном, так и на региональном уровне, и ежегодно несколько миллионов рублей выделялось на научно-исследовательские работы.
В своем докладе А.Н.Артизов подчеркнул, что именно в 2018 году были приняты решения, которые определяют развитие архивного дела и делопроизводства в России на довольно длительную перспективу.
В качестве соисполнителя агентство участвовало и продолжает участвовать в реализации двух федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» – это «Нормативное регулирование цифровой среды» и «Цифровое государственное управление», в рамках которых намечена разработка:
- Законопроекта, уточняющего понятие электронного документа;
- Проектов национальных стандартов, определяющих требования к оформлению, учету, хранению и обмену цифровой (электронной) проектно-конструкторской и эксплуатационной документации;
- Концепции создания, развития и функционирования центра хранения электронных документов.
Коснулся Андрей Николаевич и существующей практики разработки ведомственных перечней документов, которые могут создаваться и вестись исключительно в электронном виде (таких перечней, по его словам, Росархив согласовал за последние годы более 60-ти). Он признал, что подобная практика «не вполне отвечает современным реалиям (электронных документов становится все больше, а бумажных, наоборот, меньше)». В связи с этим Росархив начал подготовку единого сводного перечня документов, подлинники которых должны быть обязательно на бумажном носителе. При этом создаваться они могут в электронном виде внутри систем электронного документооборота, но оригиналы должны изготовлены на бумажных носителях. По мнению А.Н.Артизова, идея эта новая, но представляется здравой и перспективной – и ведомство попробует её реализовать.
Мой комментарий: Как писал ещё Пушкин, «Что ново здесь, то там не ново». Многие коллеги, и я в том числе, этот вопрос поднимали уже давно. Ещё до введения перечней документов, которые могут создаваться и вестись исключительно в электронном виде, мы предупреждали, что это будет бессмысленное бюрократическое «упражнение». Слава богу, что спустя несколько лет Росархив тоже, наконец, это понял :)
Тогда же мы говорили о том, что уж если вообще создавать подобные нормативные документы, то проще делать перечни документов, которые могут вестись только на бумаге. В 2009 году это был бы совершенно разумный подход, однако в 2017 году данная идея уже вызывает сомнени.
Проблема здесь в том, что такие перечни также будут стремительно устаревать, и потребуются постоянные усилия по их актуализации – не в последнюю очередь и в связи с продолжающимися программами построения электронного правительства и цифровой экономики, в рамках которых продолжается «истребление» бумаги. Ни Росархив, ни сами ведомства пока что не наладили мониторинг изменений соответствующей законодательно-нормативной базы.
При составлении перечней документов, которые в соответствии с законодательными требованиями должны создаваться только на бумажных носителях, должна быть полностью исключена «самодеятельность», в том числе Росархива. Такие перечни должны содержать не только названия видов документов, но и ссылки на законодательные и нормативные акты, которыми такие требования установлены. Благодаря таким ссылкам пользователи смогут быстро проверить, остались ли соответствующие требования актуальными.
В целях создания современной архивной инфраструктуры (для работы, прежде всего, с электронными документами), по инициативе Росархива Правительство Российской Федерации в конце 2018 года приняло постановление об осуществлении бюджетных инвестиций в объеме 7 млрд. руб. в строительство архивного комплекса Государственного архива Российской Федерации в Обнинске Калужской области, оснащенного необходимым высокотехнологичным оборудованием для автоматизации обработки бумажной документации и мощным центром хранения и обработки данных.
Проект доклада «Об итогах работы Федерального архивного агентства в 2018 году, задачах на 2019 год и среднесрочную перспективу» (см. http://archives.ru/sites/default/files/2019-project-doklad-itogi.pdf )Руководитель Росархива сослался на доклад директора ГАРФ Ларисы Александровны Роговой, в котором планировалось рассказать об этих планах более подробно. К сожалению, текст ее доклада в открытом доступе не размещён.
В целях создания современной архивной инфраструктуры для работы с электронными документами по инициативе Росархива Правительство Российской Федерации 22.12.2018 приняло постановление №1625 об осуществлении бюджетных инвестиций в объеме до 7,0 млрд. руб. в проектирование и строительство архивного комплекса федерального казенного учреждения «Государственный архив Российской Федерации» в г.Обнинске (Калужская область)площадью 55,2тыс. кв. м, оснащенного необходимым высокотехнологичным оборудованием для автоматизации обработки бумажной документации и мощным центром хранения и обработки данных (ЦХОД). В конце декабря 2018 г. ГАРФ заключил государственный контракт на разработку проектно-сметной документации.
Мой комментарий: У меня данная часть доклада А.Н.Артизова вызвала странные чувства. Казалось бы, упомянув о том, что в 2018 году приняты ключевые решения, которые определяют развитие архивной отрасли, естественно было бы рассказать об этом подробнее – это всем нам интересно! Однако о дальнейшем развитии отрасли практически ничего конкретного сказано не было.
Выделение денег на строительство архивного комплекса в Обнинске – дело, конечно, хорошее; но проблемы наши не столько в формировании инфраструктуры (здесь понятно, что нужно сделать), сколько в идеологии её использования. Также хотелось бы услышать, как руководство отрасли видит её роль в системе государственного управления, какие цели и задачи ставит для себя и работающих в ней специалистов.
Источник: Сайт Федерального архивного агентства
http://archives.ru/reporting/report-artizov-2019-kollegia.shtml
http://archives.ru/sites/default/files/2019-project-doklad-itogi.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий