С 1 февраля 2019 года вступили в силу изменения, внесенные федеральным законом от 03.08.2018 № 338-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в статьи 55, 72, 73, 75 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. Теперь нотариус обязан представлять в электронной форме заявления о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
В связи с этим Федеральная нотариальная палата своим письмом от 8 февраля 2019 года № 488/03-16-3 высказала свое мнение по отдельным вопросам, возникающим в правоприменительной практике.
Такая обязанность возникает у нотариуса после удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (долю в праве собственности на недвижимое имущество), подлежащее государственной регистрации (ст. 55 Основ). В этом случае он обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом.
ФНП отметил, что законодательством не определены требования к способам фиксирования возражений сторон сделки на представление нотариусом документов в орган регистрации прав. По мнению ФНП, при наличии возражений сторон нотариус может зафиксировать это в тексте удостоверяемой сделки или в протоколе фиксирования.
Если стороны договора не возражают против представления документов на государственную регистрацию прав, нотариус обязан направить их в орган регистрации прав в сроки, установленные в законе, или определенные сторонами в договоре. ФНП отметило, что к договорам, на основании которых возникает право на недвижимое имущество, относятся, в частности, договоры купли-продажи, дарения, залога недвижимого имущества (ипотеки).
Порядок представления нотариусом документов на государственную регистрацию прав после выдачи им свидетельств о праве на наследство по закону, по завещанию, о праве собственности на долю в общем имуществе супругов установлен статьями 72, 73, 75 Основ. После выдачи свидетельств нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав.
После выдачи указанных свидетельств у лиц, обратившихся за совершением таких нотариальных действий, нет возможности самостоятельно подать документы на государственную регистрацию прав, поскольку это исключительная обязанность нотариуса.
В случае невозможности, не по вине нотариуса, представить заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав в электронной форме, нотариус представляет их в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе не позднее двух рабочих дней со дня удостоверения договора, а в случае, если такой срок определен сторонами в договоре, не позднее двух рабочих дней по истечении такого срока и не позднее двух рабочих дней со дня выдачи соответствующего свидетельства (статьи 55, 72, 73, 75 Основ).
Перечень не зависящих от нотариуса причин, при наличии которых предоставление заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в орган регистрации прав в электронной форме является невозможным, утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2018 № 303 (см.: http://rusrim.blogspot.com/2019/02/blog-post_53.html ).
По мнению Федеральной нотариальной палаты, закон устанавливает приоритетность направления указанных документов в электронной форме, и лишь при невозможности этого устанавливает дополнительное полномочие нотариуса по представлению их в форме документов на бумажном носителе по общему правилу в срок не позднее двух рабочих дней.
Если причины невозможности представления документов в электронной форме в орган регистрации прав отпали (появился доступ к сервисам единой информационной системы нотариата; устранены технические причины обработки заявления о государственной регистрации права и прилагаемых к нему документов в электронной форме), нотариус может представить их в электронной форме. По мнению ФНП, в указанном случае факт подачи документов в электронной форме по истечении установленного законом или договором срока представления документов в орган регистрации прав не может рассматриваться в качестве нарушения законодательства.
По мнению Федеральной нотариальной палаты, нотариус считается исполнившим свою обязанность, если он, подписав усиленной квалифицированной электронной подписью сформированный в электронной форме комплект документов, направил его в орган регистрации прав посредством единой информационной системы нотариата.
Результатом осуществления государственной регистрации возникновения или перехода прав на недвижимое имущество является выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
После получения нотариусом выписки из ЕГРН в электронной форме о зарегистрированных на основании нотариально удостоверенной сделки или выданного нотариусом свидетельства о праве на наследство или о праве собственности на долю в общем имуществе супругов правах, порядок действий нотариуса законом не регламентирован. По мнению Федеральной нотариальной палаты, нотариус, прежде всего, должен разъяснить лицам возможные варианты получения выписки из ЕГРН, в том числе путем личного обращения в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, нотариус может по просьбе лица удостоверить равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу - выписке из ЕГРН или направить выписку из ЕГРН в электронной форме на адрес электронной почты лица, или выдать распечатку документа на бумажном носителе.
В дела нотариуса (к соответствующему договору или в наследственное дело) помещается образ электронного документа на бумажном носителе (распечатка). Хранить выписку из ЕГРН в электронном виде на рабочем месте или на серверах единой информационной системы нотариата нотариус не обязан.
Мой комментарий: Письмо Федеральной нотариальной палаты показывает, что нотариусы активно работаю в электронной среде, и в связи с этим у них возникает необходимость уточнения порядка своих действий в тех или иных ситуациях. С моей точки зрения, ФНП действует совершенно правильно – там, где есть установленные нормы, она разъясняет, как их нужно применять; а там, где вопрос ещё не урегулирован - высказывает свое видение и рекомендует, как лучше поступать в таких случаях, включая вопросы документирование принятия решений. Это позволяет нотариусам действовать единообразно.
Как мне кажется, подобным же образом следовало бы действовать и Росархиву в вопросах использования и хранения электронных документов, регулярно выпуская методические рекомендации по различным вопросам.
Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=317893
Комментариев нет:
Отправить комментарий