В своем докладе на расширенном заседании коллегии Федерального архивного агентства 14 марта 2019 года «Об итогах работы Федерального архивного агентства в 2018 году, задачах на 2019 год и среднесрочную перспективу» руководитель Росархива Андрей Николаевич Артизов рассказал о судьбе «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций», который он назвал основополагающим для служб делопроизводства и архивов нормативным документом.
А.Н.Артизов сообщил, что работу «над перечнем и инструкцией по его применению, в ходе которой фактически проведена масштабная инвентаризация всех видов управленческих документов, при этом количество позиций перечня существенно сокращено», планируется завершить до конца первого полугодия текущего года.
Он также отметил, что «по всей вероятности, это будет последняя итерация перечня в традиционном виде как нормативного правового акта. В дальнейшем Росархив планирует перейти к реестровой модели его ведения в электронном виде, т.е. в виде базы данных (по аналогии с Реестрами недвижимости, юридических лиц и т.п.)».
По мнению Артизова, создание такого реестра позволит более оперативно осуществлять унификацию видов документов, приостановить неконтролируемый процесс появления их новых видов. Но самое главное – реестр с кодами видов документов можно будет использовать в качестве классификатора для систем электронного документооборота государственных органов, для автоматизации экспертизы их ценности и развития единого информационного пространства. Фактически это будет своеобразная революция в делопроизводстве, активизирующая переход к электронному документообороту.
Мой комментарий: Вместе с рядом коллег я уже давно продвигаю идею об изменении подхода к процедуре установление сроков хранения документов, - в том числе и с использованием базы данных о сроках хранения документов. Однако вместо того, чтобы опираться на функциональный подход, Росархив, похоже, собирается заняться пересчетом всех известных видов документов, с тем, чтобы каждому из них присвоить уникальный код. Такие попытки уже делались, и закончились они плачевно; поэтому я опасаюсь, что если Росархив пойдёт по такому пути, то это может привести к провалу проекта.
Вопрос, как мне кажется, нужно решать комплексно, поскольку установление сроков хранения неразрывно связано с проведением экспертизы ценности документов. Нужно, с учетом современной ситуации, провести ревизию основных принципов экспертизы ценности и на понятном рядовым специалистам языке объяснить, что и как нужно учитывать в ходе такой работы, и, соответственно, как правильно пользоваться перечнями или базами данных. Главное, чтобы работающие «в поле» специалисты осознали ответственность и риски, и поняли, что подбор в перечне/базе похоже звучащего названия, вместо проведения анализа функций данного вида документа, – это не просто ошибка, по и потенциально «сума и тюрьма».
Источник: Сайт Федерального архивного агентства
http://archives.ru/reporting/report-artizov-2019-kollegia.shtml
полностью согласна! подход к экспертизе ценности должен быть не формальный, это ж думать нужно))на местах
ОтветитьУдалить