понедельник, 10 декабря 2012 г.

США: 14 рекомендаций по преобразованию системы засекречивания/рассекречивания документов


На блоге уже говорилось о публикации консультативным органом при Конгрессе США рекомендаций по трансформации системы установления и снятия грифов секретности документов, содержащих государственную тайну (см. http://rusrim.blogspot.ru/2012/12/blog-post_8900.html ). Теперь я предлагаю читателям познакомиться с самими этими рекомендациями.

Рекомендация 1: Президенту следует создать при Белом доме Руководящий комитет по проведению реформы системы установления и снятия грифов секретности (Security Classification Reform Steering Committee) для контроля за выполнением на практике рекомендаций «Совета по рассекречиванию в интересах общественности» (Public Interest Declassification Board, PIDB) по модернизации существующей системы.

Мой комментарий: Создание комитетов и комиссий – это наша любимая технология :) Правда, результатом часто оказывается лишь имитация бурной деятельности…

Рекомендация 2: Система установления грифов секретности для информации, содержащей государственную тайну (national security information), должна быть упрощена и сделана более рациональной путем разделения такой информации всего лишь на две  категории.

Мой комментарий:  Для сравнения: наш закон «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 устанавливает три степени секретности подобных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Известно, что гриф «секретно» часто устанавливается для сведений, никакой государственной тайны не содержащих и являющихся по сути дела конфиденциальными.

Рекомендация 3: Правила отнесения информации к одной из двух категорий в двухуровневой системе должны быть настроены таким образом, чтобы уровень защиты соответствовал уровню возможного ущерба в случае несанкционированного раскрытия этой информации.

Мой комментарий: Это общеизвестная истина, которой, однако, очень непросто следовать на практике. Тот, кто устанавливает завышенный гриф, не рискует ничем, в отличие от того, кто пытается установить минимально допустимый гриф.

Рекомендация 4: Специальные меры защиты, применяемые в отношении источников разведывательной информации и методов разведывательной работы, должны быть точно определены и выделены.

Рекомендация 5: Информацию, используемую на предварительных этапах подготовки решений; имеющую тактический и оперативный характер и при этом сохраняющую «чувствительность» (sensitivity - под которой понимается возможность причинения существенного ущерба вследствие раскрытия информации – Н.Х.) в течение кратковременного срока, следует идентифицировать и сегментировать для последующего автоматического рассекречивания без проведения дополнительной экспертизы.

Мой комментарий: Это одна из наиболее интересных рекомендаций, которая к тому же опирается на уже накопленный американцами опыт проведения автоматического рассекречивания и его правовой регламентации.

Рекомендация 6: Государственные органы должны признать в своей политике и практике принцип «безопасной гавани» - иммунитет от наказания для лиц, устанавливающих грифы секретности, если те, придерживаясь строгих методов управления рисками и действуя добросовестно, установят для информации пониженный гриф секретности  или вообще его не установят.

Мой комментарий: Очень важное положение, без реализации которого побороть практику завышения грифов секретности «на всякий случай» будет невозможно.

Рекомендация 7: Следует пересмотреть степень секретности информации с грифом FRD (Formerly Restricted Data – «ранее закрытые данные», один из специальных грифов, используемых Министерством энергетики США в соответствии с Законом об атомной энергии. FRD-информация должна защищаться «аналогично» государственной тайне – Н.Х.). Следует организовать процесс систематического проведения экспертизы с целью рассекречивания исторической FRD-информации.

Рекомендация 8: Президенту следует укрепить авторитет и потенциал Национального  центра по рассекречиванию (National Declassification Center, NDC) за счет конкретных мер по продвижению стратегии рассекречивания в масштабах федерального правительства.
  • [8а]: Следует внести поправки в исполнительный приказ Президента 13526 (о нем см. http://rusrim.blogspot.ru/2010/01/blog-post_7988.html - Н.Х.), устранив для всех архивных документов (включая документы, хранящиеся вне NDC) допускаемые сейчас дополнительные три года на проведение согласований с заинтересованными государственными органами.

  • [8B]: Следует более настойчиво добиваться выполнения государственными органами требования о предоставлении своего руководства по рассекречиванию другим устанавливающим грифы секретности государственным органам и Национальному центру по рассекречиванию. Сохранение государственным органом права на проведение рассекречивания должно быть увязано с выполнением данного требования.

  • [8C]: Президенту следует дать указания государственным органам консультироваться с Национальным центром по рассекречиванию перед тем, как устанавливать приоритеты рассекречивания и передачи своих документов в Национальные Архивы.

  • [8D]: В Межведомственную консультативную группу Национального центра по рассекречиванию (Interagency National Declassification Center Advisory Panel) следует ввести представителей общественности, включая представителей сообщества, отстаивающего открытость правительства.

  • [8E]: Межведомственные усилия по разработке новых процессов экспертизы при рассекречивании должны координироваться Национальным центром по рассекречиванию и основываться на методе управления рисками.
Рекомендация 9: Документы, имеющие историческую ценность, должны выявляться и отбираться как можно раньше после их создания для обеспечения их долговременной сохранности и доступности, а также возможности использования лицами, формирующими политику государственных органов, и их историками. Каждому государственному органу следует стремиться к тому, чтобы иметь собственных специалистов-историков, способных помочь в проведении экспертизы ценности документов.

Рекомендация 10: Государственным органам следует улучшать управление документами в целом, поддерживая и совершенствуя практики управления информацией, предложенные для всех федеральных органов исполнительной власти в меморандуме Президента по управлению государственными документами (см. http://rusrim.blogspot.ru/2011/11/blog-post_7838.html - Н.Х.) и в его соответствующей Директиве (см. http://rusrim.blogspot.ru/2012/08/i_27.html - Н.Х.).

Мой комментарий: Очень хороший совет!

Рекомендация 11: Следует улучшить организацию и интеграцию ведомственных программ рассекречивания в масштабах федерального правительства.

Рекомендация 12: Следует поощрять подготовку государственными органами обзоров передового опыта (case studies) и изучения истории управления сведениями, отнесенными к государственной тайне, в секретном и несекретном вариантах.

Рекомендация 13: Следует организовать ряд пилотных проектов для оценки предложений по расширению возможностей Национального центра по рассекречиванию, по оптимизации и упрощению системы рассекречивания и по улучшению доступа к исторически ценным документам, включая историческую «атомную/термоядерную» информацию.

Рекомендация 14: Президенту следует дать указания Руководящему комитету по проведению реформы системы установления и снятия грифов секретности о поощрении сотрудничества и о поисках путей использования существующих технологий, а также о разработке и опробовании новых методов в интересах модернизации системы засекречивании/рассекречивания.

Мой комментарий: С моей точки зрения, большую часть этих высокоуровневых советов можно было бы просто «списать» для собственного использования. Наша родная система управления сведениями, отнесенными к государственной тайне, устарела уже настолько, что её впору объявлять мировым историческим наследием…

Источник: сайт Национальных Архивов США
http://www.archives.gov/declassification/pidb/recommendations/transforming-classification.html
http://www.archives.gov/declassification/pidb/recommendations/transforming-classification.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий