(Окончание первой статьи Инге Ангевааре о конференции iPRES2012, начало см. http://rusrim.blogspot.com/2012/10/ipres2012-i.html )
Другие попытки моделирования пошли гораздо глубже. Задача, естественно, заключается в том, чтобы как можно точнее определить потребности и на этой основе спроектировать обучение, соответствующее этим потребностям. Целевой аудиторией британского Центра курирования электронных материалов (DCC) являются представители точных и гуманитарных наук. Британская организация «Vitae» разработала «Концепцию профессионального развития исследователя» (Researcher Development Framework, или RDF- кстати говоря, не самая подходящая аббревиатура для тех, кто работает в области управления данными… ), http://www.vitae.ac.uk/CMS/files/upload/Vitae_Information_Literacy_Lens_on_the_RDF_Apr_2012.pdf , в которой перечислены все компетенции и навыки, необходимые исследователю. Это хорошая отправная точка для определения потребности в обучении исследователей.
С другой стороны, Андрю МакХью (Andrew McHugh) из DCC привлёк внимание к «PORRO» - учитывающей риски онтология электронной сохранности. Это звучит (да и есть на самом деле) намного сложнее. PORRO создан на основе DRAMBORA, более известного инструмента для управления рисками. Насколько я понимаю, при применении PORRO пользователь определяет свои цели, имеющиеся угрозы для достижения этих целей, и меры, которые можно предпринять для уменьшения этих рисков. Джой Дэвидсон объяснила причину, по которой этот инструмент был представлен на семинаре: в связи с тем, что сообществу специалистов в сфере образования важно быть в курсе того, что происходит в сообществе специалистов по аудиту. К тому же данный инструмент может помочь в определении потребностей в проведении обучения (я не нашла Интернет-ссылку на эту работу, поэтому для получения дополнительной информации пишите по адресу andrew.mechugh@glasgow.ac.uk ).
Среди участников семинара были Эрик Мур (Erik Moore, университет Нью-Брансуика), Барбара Сирман (Barbara Sierman, Национальная библиотека Голландии), Аннемике де Йонг (Annemieke de Jong, Аудиовизуальный архив Голландии) и Джилл Секстон (библиотека университета штата Северная Каролина).
Джой Дэвидсон рассказала о работе DCC над критериями информационной грамотности исследователей (Researcher Information Literacy Skills). Она объяснила: «Об этих вопросах следует подумать, когда начинаешь готовить новый курс». И, конечно, при оценке курсов. На семинаре в качестве учебного пособия также была представлена разработанная DCC модель жизненного цикла при курировании электронных материалов (DCC Curation Lifecycle Model, http://www.dcc.ac.uk/resources/curation-lifecycle-model ).
Участники европейского проекта DigCurV («Электронный куратор профессионального образования в Европе - Digital Curator Vocational Education Europe, http://www.digcur-education.org/ ) также работают над структурой для определения образовательных потребностей, но уже на уровне профессионально-технического, а не академического образования:
(На схеме отражена иерархическая структура, на первом уровне которой выделены четыре области – профессиональное поведение, личные качества, знания и интеллектуальные навыки и управление проектами и обеспечение качества – Н.Х.)
Пока Вы ещё не устали ото всей этой теории, упомяну также о том, что, как подчеркнула Джой Дэвидсон, все эти модели фактически «подпитывают» друг друга, - и это, без сомнения, является результатом широкого международного общения, например, на конференции ANADP-2011 (см. мой пост о круглом столе по вопросам обучения, http://www.dcc.ac.uk/resources/curation-lifecycle-model ).
Как насчет практического опыта?
«Его слишком мало», - таков был простой вывод, сделанный Джорджем Коулборном. Коулборн руководит уже упомянутой программой DPOE Библиотеки Конгресса, которая также включает в себя инициативу по получению навыков курирования электронных материалов в ходе практических стажировок (National Digital Stewardship Residency, NDSR, http://www.digitalpreservation.gov/ndsr/ ), проходящую сейчас бета-тестирование.
На фото: Коулборн: «У выпускников обычно не хватает практического опыта и умения работать с людьми»
Как все мы хорошо знаем, стажеров часто «забрасывают» в организации, фактически предлагая самим позаботиться о себе, и в итоге к концу стажировки они успевают узнать немногое. Поэтому приятно было услышать о том, что используемый в программе NDSR подход предусматривает проведение двухнедельных семинаров «с погружением» для выпускников, после чего следуют «девять месяцев участия в хорошо продуманных, полномасштабных практических проектах, нацеленных на получение конкретных результатов». Для того, чтобы мотивировать принимающие организации, их привлекают к участию в очень серьезном процессе отбора кандидатов. Хорошая идея, и весьма амбициозная.
В рамках программы DPOE также проводятся (см. http://digitalpreservation.gov:8081/education/courses/index.html ) преимущественно практические и весьма информативные курсы. В Северной Каролине была создана ещё одна платформа для обмена учебными материалами и информацией - «Биржа материалов по электронному курированию» (Digital Curation Exchange, DCE, http://digitalcurationexchange.org/ ). Высказывались [на семинаре] предложения как-то объединить всю эту информацию, но, наверное, такое пожелание трудновыполнимо. Ведение структурированного реестра, вероятно, окажется слишком сложной задачей для того, чтобы какая-то организация могла взяться за неё в одиночку. Кэл Ли из университета Северной Каролины выступает, скорее, за спонтанный подход к использованию таких инструментов.
Итак, где же весь остальной мир?
Все вышеперечисленное пришло из США и Великобритании. Обе страны очень активны в сфере обучения по вопросам курирования электронных материалов, но на следующем семинаре я также хотела бы услышать о том, что происходит в других странах, таких как Германия (программа Nestor?), Франция, и т.д. Что касается моей страны, то я была очень довольна этим семинаром, потому что на нём были предложены идеи, которые можно было бы реализовать в Голландии.
На фото: Шигео Сугимото (Shigeo Sugimoto): «Наша культура очень отличается».
Отвечая на вопрос о ситуации в Японии, Шигео Сугимото сообщил, что в Японии имеется не так много специалистов соответствующего профиля. «Моя первая задача», сказал он, «это повышение осведомленности». По мнению Сугимото, курирование электронных материалов в сфере естественных и гуманитарных наук сильно отличается от обеспечения долговременной сохранности в учреждениях, хранящих культурно-историческое наследие. Возможно, и учебные программы также должны быть разные.
На фото: Дэвид Андерсон (David Anderson) из проекта эмуляции KEEP ругает Вашу покорную слугу во время обеда за то, что я не пришла на семинар по эмуляции ...
В конечном итоге ...
Как подчеркнул, подводя итоги, Нил Гриндли (Neil Grindley, JISC), все описанное выше очень обнадеживает. В то же время я узнала, что существует две бомбы замедленного действия, «заложенные» под все эти замечательные работы, и отсчет времени уже пошёл. Одной является сокращение финансирования, последствия которого ощущают все. Вторая - это скорость, с которой изменяется сфера обеспечения долговременной сохранности. Разработка учебных программ вряд ли может угнаться за этими переменами. Моральное устаревание учебно-методических пособий и инструментов уже стало вполне реальной угрозой.
Другие сообщения на блогах о конференции iPRES 2012:
Сара Джоунс (Sarah Jones) была на том же семинаре по вопросам обучения, и рассказала о нем здесь: http://www.dcc.ac.uk/blog/dcc-training-workshop-ipres-2012 .
Инге Ангевааре (Inge Angevaare)
Источник: блог голландской Национальной коалиции по обеспечению сохранности электронных материалов
http://www.ncdd.nl/blog/?p=3016
Комментариев нет:
Отправить комментарий