Сейчас я достаточно часто выступаю по поводу «открытого правительства» и того, как внедрение соответствующих принципов могло бы помочь совершенствованию государственного управления в нашей стране. Говоря о методах вовлечения общественности в решение вопросов управления государством, приходится обращать внимание слушателей на то, что успех возможен лишь тогда, когда есть как желание государства что-либо публично обсудить, так и встречная заинтересованность в подобном обсуждении самих граждан. У нас же пока что как мне кажется, диалог с гражданами пытаются наладить формально-бюрократическими методами… и, самое главное, нередко непонятно, какую отдачу от этого собирается получить государство.
Правительство РФ своим письмом от 2 августа 2012 г. № АД-П13-4450 просило федеральные органы исполнительной власти обеспечить применение с 10 августа 2012 года в своей деятельности положений подготовленного Минэкономразвития России порядка общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. рублей при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, а также нужд федеральных государственных бюджетных учреждений.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации также рекомендовано организовать применение с 10 августа 2012 года этих положений в своей деятельности государственными и муниципальными заказчиками.
В качестве основных принципов проведения общественного обсуждения (п.1) названы его открытость и прозрачность. В общественном обсуждении могут на равных условиях принимать участие любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, а также государственные органы и органы местного самоуправления.
Все поступившие замечания и предложения участников общественного обсуждения, ответы заказчиков (уполномоченных органов) на поступившие замечания и предложения, промежуточный и итоговый протоколы общественного обсуждения должны быть опубликованы заказчиками (уполномоченными органами) в открытом доступе на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru .
Общественное обсуждение будет проводиться в два этапа:
- первый этап: обсуждение заказов на официальном сайте;
- второй этап: обсуждения в виде очных открытых публичных слушаний.
Первый этап общественного обсуждения проходит со дня размещения извещения о проведении торгов и заканчивается не позднее чем за 15 дней до даты окончания приема заявок на участие в торгах.
На форуме Официального сайта и в электронной анкете можно оставлять комментарии по следующим аспектам заказа:
- целесообразность размещения заказа;
- соответствие документации о торгах требованиям законодательства Российской Федерации (в том числе наличие факторов, необоснованно ограничивающих конкуренцию, невыполнимых или необоснованно затрудняющих выполнение контракта условий, некорректных технических требований, избыточных функциональных или качественных характеристик и др.);
- обоснованность начальной (максимальной) цены контракта.
По завершении первого этапа заказчик (уполномоченный орган) формирует промежуточный протокол общественного обсуждения, который содержит все поступившие комментарии и ответы заказчика (уполномоченного органа) на них., размещает его на официальном сайте и направляет в ФАС России;
По результатам анализа информации, содержащейся в промежуточном протоколе, ФАС России вправе провести проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Второй этап общественного обсуждения проводится в виде очных открытых публичных слушаний. Публичные слушания должны быть проведены не позднее чем за 10 дней до окончания приема заявок на участие в торгах.
По итогам публичных слушаний заказчик (уполномоченный орган) формирует и размещает на официальном сайте не позднее чем за 5 дней до дня окончания приема заявок на участие в торгах итоговый протокол, содержащий одно из двух возможных решений:
- внесение изменений в документацию в соответствии с результатами общественного обсуждения;
- продолжение процедуры размещения заказа без внесения изменений.
Далее, радует выбор «нормотворителями» граничной суммы в один миллиард рублей. Сколько, интересно, у нас муниципалитетов, у которых весь бюджет достигает миллиарда, не говоря уже об отдельной закупке? Нельзя ли огласить весь список? И разве одобрение такого рода затрат – не сфера компетенции Государственной Думы и представительных органов власти регионов?
Кстати говоря, я посмотрела раздел форума «Общественное обсуждение крупных закупок» ( http://zakupki.gov.ru/forum/forums/show/601.page ). С 12 марта 2012 года в этом разделе открыто более 390 тем (соответствующих заказам), большая часть которых не имеет ни одного комментария.
Как мне кажется, не нужно изобретать велосипед: чиновники должны принимать решения и нести за них всю полноту ответственности, а общественность, располагая информацией о проводимых госзакупках, может осуществлять контрольные функции, поднимая тревогу в случаях, когда есть опасения в том, что государственные средства будут транжириться не по делу. Советоваться с общественностью тоже можно, но лишь тогда, когда это действительно кому-то нужно: когда, например, государственный орган нуждается в свежих идеях и экспертных оценках; или же тогда, когда принимаемое решение может привести к росту напряжённости в обществе и протестам, и при этом имеющиеся механизмы представительной демократии (которые, по идее, должны обеспечивать учет мнения граждан) оказываются недееспособными…
Кроме того, не секрет, что общественное обсуждение – это не выборы, его итоги гораздо легче «организовать»; в обсуждении может доминировать малочисленная, но активная группа заинтересованных лиц; а возможную подтасовку результатов - труднее обнаружить и доказать.
Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=135670
Комментариев нет:
Отправить комментарий