В конце сентября 2025 года Калифорния, где располагаются 32 из 50 крупнейших мировых компаний в области ИИ, стала первым штатом США, законодательно регламентирующим безопасность наиболее мощных моделей ИИ. Два дня назад (т.е. 13 октября 2025 года – Н.Х.) она стала первым штатом США, установившим требования к ИИ-помощников (AI companions).
Это не единственные законы Калифорнии об искусственном интеллекте (ИИ), однако именно эти два закона являются ключевыми нормативно-правовыми актами, регламентирующими проблемные вопросы - и, в конечном итоге, они могут задать тон нормативно-правовому регулированию ИИ в США и во всем мире. Всем следует знать о них.
В этом посте я расскажу об этих двух законах об ИИ, а также о некоторых открытых вопросах, проблемах и нерешённых пока «серых зонах».
Закон SB 53: Передовые модели ИИ
Начнём с закона SB 53 (см. https://leginfo.legislature.ca.gov/faces/billTextClient.xhtml?bill_id=202520260SB53 , ссылка на PDF-файл: https://leginfo.legislature.ca.gov/faces/billPdf.xhtml?bill_id=202520260SB53&version=20250SB5390CHP ). Данный закон, также известный как «Закон о прозрачности в области передового искусственного интеллекта» (Transparency in Frontier Artificial Intelligence Act – так называется новый раздел, который закон, помимо прочего, вводит в Кодекс деловой и профессиональной деятельности штата (Business and Professions Code) – Н.Х.), был принят 29 сентября 2025 года и распространяется на крупных разработчиков передовых технологий (large frontier developers). Он вступает в силу 1 января 2026 года.
Закон охватывает следующие основные вопросы:
- Прозрачность: Закон обязывает крупных разработчиков передовых технологий выкладывать на своих веб-сайтах в публичном доступе концепцию, описывающую, каким образом компания внедрила национальные стандарты, международные стандарты и передовые практики, по которым достигнут отраслевой консенсус, в свою концептуальную структуру передового ИИ.
- Инновации: Закон учреждает новый консорциум в рамках Агентства государственных операций (Government Operations Agency) для разработки концептуальной структуры создания государственного вычислительного кластера.
- Безопасность: Закон создаёт новый механизм, позволяющий передовым ИИ-компаниям и общественности сообщать о потенциальных критических инцидентах безопасности в Управление по чрезвычайным ситуациям Калифорнии (California’s Office of Emergency Services).
- Подотчетность: Закон защищает информаторов (whistleblowers), раскрывающих существенные риски для здоровья и безопасности, связанные с передовыми моделями ИИ, и устанавливает гражданско-правовые санкции за неисполнение требований, которые могут быть применены Генеральной прокуратурой.
- Оперативность реагирования: Закон обязывает Министерство технологий Калифорнии (California Department of Technology) ежегодно рекомендовать соответствующие обновления закона, опирающиеся на мнения заинтересованных сторон, развитие технологий и на международные стандарты.
С глобальной точки зрения, пересечение требований закона SB 53 с Законом Евросоюза об искусственном интеллекте (EU AI Act) заставляет специалистов по стратегическому управлению искусственным интеллектом решать интересную головоломку по обеспечению соответствия требованиям, поскольку многие компании будут подпадать под действие обоих законов.
Например, при описании сферы применения в Законе Евросоюза об ИИ используется термин «универсальная модель ИИ» (general-purpose AI model), который определяется следующим образом (ст.3 п.63):
«Универсальная модель ИИ (general-purpose AI model) - модель ИИ (в том числе в случае, когда модель ИИ обучается на большом объеме данных с использованием масштабируемого самоконтроля (self-supervision)), демонстрирующая значительную общность и способная компетентно выполнять широкий спектр различных задач, независимо от способа вывода модели на рынок, - и которая может быть интегрирована в разнообразные системы или приложения «вниз по потоку», -за исключением моделей ИИ, используемых для исследований, разработок или создания прототипов до их вывода на рынок».
Универсальные модели ИИ могут быть классифицированы как представляющие системный риск в соответствии с установленными законом критериями.
Калифорнийский закон SB 53, со своей стороны, использует термин «базовая модель» (foundation model), который определяется следующим образом:
«Базовая модель (foundation model) - модель ИИ, которая обладает всеми следующими характеристиками:
- Обучена на наборе данных, охватывающем широкий круг вопросов,
- Разработана в расчёте на получение универсальных результатов,
- Способна адаптироваться к широкому спектру различных задач».
Также введен термин «передовая модель» (frontier model), которая определяется так:
«Передовая модель» (frontier model) - базовая модель, обученная с использованием вычислительной мощности, превышающей 10 в 26-й степени целочисленных операций или операций с плавающей запятой».
Эти определения перекрываются, но не совпадают.
Еврокомиссия опубликовала «Руководство по объему обязательств поставщиков универсальных моделей ИИ в соответствии с Законом об ИИ» (Guidelines on the scope of obligations for providers of general-purpose AI models under the AI Act, https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/library/guidelines-scope-obligations-providers-general-purpose-ai-models-under-ai-act , прямая ссылка на PDF-файл: https://ec.europa.eu/newsroom/dae/redirection/document/118340 ), в котором дано более четкое определение того, какие модели ИИ считаются «универсальными».
Властям Калифорнии также следует опубликовать более техническое руководство, разъясняющее, модели будут классифицироваться как «базовые», особенно с учётом продолжающегося развития в данной области.
(Окончание следует)
Луиза Жаровски (Luiza Jarovsky)
Источник: блог Luiza’s Newsletter
https://www.luizasnewsletter.com/p/californias-two-most-important-ai 



 

Комментариев нет:
Отправить комментарий