суббота, 18 октября 2025 г.

Судебная практика: Признаны недействительными договора кредитных карт, заключенные между гражданкой и банком, часть 1

Александровский городской суд Владимирской области в феврале 2025 года рассмотрел дело №2-123/2025 г. (УИД 33RS0005-01-2024-003386-37), в котором гражданка просила признать кредитные договора недействительными, отменить исполнительную надпись, отозвать сведения из бюро кредитных историй и взыскать компенсацию морального вреда.

Суть спора

20 декабря 2023 года примерно в 10 час. 50 мин. на телефонный номер гражданки поступил звонок. Звонивший представился сотрудником безопасности ПАО «Сбербанк» и сообщил, что в отношении принадлежащих ей расчетных счетов и карт осуществляются мошеннические действия, в связи с чем банк должен провести технические мероприятия по их предотвращению. По просьбе последнего ей необходимо было оставаться на связи (не прерывать звонок), не отвечать на входящие звонки и смс-сообщения, удалять последние; а после завершения звонка в течение еще часа не заходить в личный кабинет «Сбербанк-Онлайн». 

После этого на телефон гражданки стали приходить сообщения, которые она, следуя рекомендациям звонившего, удаляла не открывая. Когда же она попыталась зайти в личный кабинет, он оказался заблокирован. Гражданка сразу же пошла в офис ПАО «Сбербанк», где выяснила, что на ее имя были открыты три кредитных карты с лимитом 49 тыс., 100 тыс. и 150 тыс. руб. соответственно - при этом последняя карта была заблокирована банком. Денежные средства с двух первых карт в результате мошеннических действий были переведены на её расчетный счет в другом банке, а с него - неизвестным ей лицам. Кроме того, в другом банке на не1 был оформлен кредит в размере более 1 миллиона 432 тыс. руб. и две кредитные карты с лимитом по 200 тыс. руб. каждая, денежные средства с которых также были переведены неизвестным ей лицам.

Поскольку данные кредитные договора гражданка не заключала, волеизъявления на их заключение не проявляла, она в тот же день обратилась в правоохранительные органы. Постановлением следователя было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ в отношении неустановленных лиц. 

Позиция гражданки

Решением Александровского городского суда от 25 июля 2024 года были частично удовлетворены её требования к другому банку - признаны недействительными три кредитных договора. На банк была возложена обязанность отозвать из бюро кредитных историй сведения о гражданке как о должнике по указанным кредитным договорам. Также с этого банка в пользу гражданки были взысканы компенсация морального вреда и штраф.

По мнению гражданки, данные кредитные договоры нельзя считать заключенными, так как банк, являясь профессиональным участником рынка финансовых услуг, в нарушение положений Банка России и профессионального анализа данных заемщика, одобрил и выдал кредит на крупную сумму, не выяснив её материальное, имущественное и семейное положение - она в зарегистрированном браке не состоит, проживает вместе с матерью и находится на её полном материальном обеспечении, не трудоустроена, является студенткой очной формы обучения, получает стипендию. Кроме того, банк не заблокировал и не приостановил сомнительные операции по счёту. 

Ввиду недобросовестного поведения банка, и учитывая то, что денежные средства по кредитным договорам она не получала, она вынуждена была обратиться в суд с настоящим иском, в котором просит признать недействительными договора кредитных карт, заключенные ею 20 декабря 2023 года; отменить исполнительную надпись, совершенную нотариусом; обязать банк отозвать из бюро кредитных историй сведения о ней, как о должнике по указанным выше кредитным договорам; взыскать с банка за нарушение ее прав потребителя компенсацию морального вреда в размере 30 тыс. руб. и штраф в размере 50% присужденных сумм.

Позиция ПАО «Сбербанк»

Представитель ответчика - ПАО «Сбербанк» пояснила, что без предоставления посторонним лицам персональных данных либо доступа к мобильному устройству, на котором установлено приложение «Сбербанк Онлайн», воспользоваться им эти лица не имеют возможности. Кроме того, получение кредитов в личном кабинете невозможно просто посредством подтверждения кода, а необходимо выполнить ряд последовательных действий, совершение которых необходимо подтвердить паролем, направляемым банком СМС-сообщением. 

Первые две операции по заключению договоров кредитных карт, с последующим их переводом на счет истца же, но открытый в другом банке, являлись стандартными операциями и никаких подозрений у банка не вызвали. Тем не менее, после совершения истцом первой операции, банком был осуществлен звонок на её телефонный номер с целью получения подтверждения и с предупреждением о возможном совершении мошеннических действий - и лишь после получения подтверждения от истца банк завершил операцию по переводу денежных средств. Третью операция по переводу денежных средств банк посчитал подозрительной и заблокировал карту истца. Тем самым, банком не были нарушены права истца как потребителя, вследствие чего, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Кроме того, представитель ответчика указал на то, что в личном кабинете пользователя «Сбербанк Онлайн» размещены все положения и правила пользования, а также правила заключения договоров, вследствие чего истица, действуя с должной степенью заботливости и осмотрительности, могла избежать возникшей ситуации.

Также представитель ответчика отметила, что на счета мошенников истица перевела не все заёмные средства, распорядившись их частью по своему усмотрению. Кроме того, со стороны последней поступало заявление о реструктуризации займа, что, по мнению банка, свидетельствует о признании займа истцом.

(Продолжение следует)

Источник: Судебные решения\ Сайт Владимирского областного суда
https://oblsud--wld.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=doc&number=21872860&delo_id=5&case_type=0&new=5&text_number=1&srv_num=1
https://судебныерешения.рф/91028286/extended 
https://судебныерешения.рф/85664212/extended 

Комментариев нет:

Отправить комментарий