воскресенье, 6 февраля 2022 г.

Росстандарт: Опубликован стандарт ГОСТ Р 59871-2021 «ИКТ в образовании. Цифровая научно-образовательная среда. Общие положения»

На сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ( http://www.gost.ru/ ) в январском 2022 года разделе ( http://protect.gost.ru/default.aspx?control=6&month=1&year=2022 ) выложен новый стандарт ГОСТ Р 59871-2021 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Цифровая научно-образовательная среда. Общие положения» объёмом 16 страниц, вступающий в силу 01.02.2022 года, http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&id=231661 .

Стандарт подготовлен Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ «ВШЭ») с участием Ассоциации «Цифровые инновации в машиностроении»; внесён Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».

Во вводной части стандарта отмечается:

«Развитие средств информационно-коммуникационных технологий в сочетании с современными методами обучения и выполнения научных исследований, новыми подходами в управлении системой научных и образовательных организаций обусловливает необходимость стандартизации процессов создания и развития новой сущности — цифровой научно-образовательной среды. Отличительной особенностью новой среды является применение сквозных цифровых технологий, системного менеджмента знаний и методов искусственного интеллекта.

Требования настоящего стандарта обеспечивают возможность для унификации применяемых технических, технологических и организационных решений на основе концептуальной модели цифровой научно-образовательной среды и обеспечения интеграции и интероперабельности входящих в ее состав компонентов. Развитие процессов цифровой трансформации, интеграция и взаимодействие образовательной и научной сферы рассмотрены на системном уровне и во взаимосвязи со смежными сферами социально-экономической деятельности.

Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» и является существенным компонентом для формирования цифровой научно-образовательной среды на национальном, отраслевом, региональном и муниципальном уровнях.»

Основное понятие определено следующим, довольно смешным и несуразным образом:

3.28. Цифровая научно-образовательная среда: Комплекс нормативных правовых, организационных, методических и нормативно-технических документов (стандартов, классификаторов, словарей, справочников, рубрикаторов), обеспечивающий на основе единого архитектурного подхода разработку и функционирование в интегрированной системе управления и информационно-коммуникационной сети взаимодействующих компонентов, предназначенных для эффективного управления активами научно-образовательной сферы и входящими в ее состав организациями, базами данных, базами знаний, информационными и иными ресурсами в целях научно-технологического развития и обеспечения качества и доступности образования на национальном уровне.

Примечания:

1. Цифровая среда подразумевает преимущественное применение сквозных цифровых технологий.

2. Научно-образовательная направленность цифровой среды подразумевает преимущественное использование технологий искусственного интеллекта для создания баз знаний в научных и образовательных целях.

Вы всё поняли? Цифровая научно-образовательная среда – это, оказывается, комплекс преимущественно бумажных нормативно-правовых документов! Жаль, что то, кто «родил» эту формулировку, предварительно не прочёл, например, Введения, в первом же абзаце которого подчёркивается, что «отличительной особенностью новой среды является применение сквозных цифровых технологий, системного менеджмента знаний и методов искусственного интеллекта» :)

Как легко догадаться, далеко не всё в этом документе кажется мне адекватным, - но зато меня, как специалиста по управлению документами и информацией, порадовало упоминание об архивации (правда, почему-то только на стадии вывода из эксплуатации):

4.2.13. Полный жизненный цикл цифровой научно-образовательной среды должен включать следующие основные стадии:

  • замысел;

  • разработка;

  • производство;

  • применение в образовательной деятельности;

  • обеспечение поддержки в процессе применения;

  • снятие с эксплуатации.

4.2.19. На этапе снятия с эксплуатации должны быть решены вопросы, связанные с архивированием и хранением содержащихся в цифровой научно-образовательной среде и ее подсистемах данных, информации, знаний, документации, методических материалов, результатов ее применения в образовательном процессе, персональных данных и результатов обучения.

Кстати, здесь хотелось бы задать философский вопрос: если в какой-либо организации такая среда была создана, возможна ли вообще ситуация снятия с эксплуатации всей среды в целом, без ликвидации или перепрофилирования организации? Вывести из эксплуатации, с моей точки зрения, можно только отдельные элементы инфраструктуры – а среда, пусть даже и в сильно изменённом виде, никуда не денется … Ведь ни в науке, ни в образовании сегодня уже невозможно обойтись без современных цифровых технологий!

Содержание стандарта следующее:

Предисловие
1. Область применения.
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Общие положения
4.1. Основополагающие принципы
4.2. Функциональная структура и жизненный цикл
Приложение А (справочное) Концептуальная модель цифровой научно-образовательной среды
Приложение Б (справочное) Модель интероперабельности цифровой научно-образовательной среды.
Библиография

Источник: сайт Росстандарта
http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&id=231661

Комментариев нет:

Отправить комментарий