суббота, 19 февраля 2022 г.

Судебная практика: Увольнение за прогул и коронавирус

Традиционные споры о правомочности увольнения сотрудника за прогул в условиях эпидемии коронавируса приобретают новые краски.

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в июне 2021 года рассмотрел дело №2-2191/2021, в котором работодатель уволил сотрудника за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей на том основании, что у него не было оформлен больничный лист на начальной стадии заболевания коронавирусом - при том, что сотрудник из-за высокой температуры был отстранен от работы самим работодателем.

Суть спора

Приказом директора ГКУ «Государственное юридическое бюро Республики Башкортостан» гражданин был уволен с должности начальника отдела материально-технического обеспечения с 3 декабря 2020 года. В качестве основания было указано однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей – подпункт «а» пункта 6 части 1 ст.81 Трудового кодекса РФ.

Гражданин обратился в суд с иском о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

Позиция гражданина

8 октября 2020 года при явке на работу в ГКУ Госюрбюро РБ гражданину было проведен контрольный замер температуры тела, и температура оказалась выше нормы – 38,5 градусов. Также были выявлены иные признаки ОРВИ – кашель.

Гражданин поставил в известность своего непосредственного руководителя – заместителя директора, и его устным распоряжением он был отстранен от работы в связи с риском заражения сотрудников. В этот день гражданин ввиду высокой температуры вызвал по месту своего жительства скорую медицинскую помощь.

Гражданин регулярно информировал своего непосредственного руководителя о своем состоянии, и ему руководитель в устной форме продлил отстранение от работы. Также ему было сообщено, что с директором согласован режим удаленной работы.

14 октября 2020 года в связи с ухудшением состояния здоровья гражданин обратился в поликлинику, где, по результатам анализов, у него был обнаружен коронавирус, и он был госпитализирован. Выписали гражданина 23 октября 2020 года, с продолжением лечения амбулаторно. Листок нетрудоспособности был выдан за период с 16 октября 2020 года по 19 ноября 2020 года.

Комиссией работодателя был составлен акт о проведении служебного расследования, которым было признано его отсутствие на рабочем месте без уважительной причины в период с 13 октября 2020 года по 15 октября 2020 года. На основании данного акта гражданин был уволен.

С 3 декабря 2020 года по 11 июня 2021 года истец находится в состоянии вынужденного прогула. В связи со сложной ситуацией на рынке труда из-за пандемии COVID-19, истец не имел возможности устроиться на другую работу. Наличие в трудовой книжке сведений об увольнении по пп.«а» п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ также делают затруднительным устройство на работу.

Гражданин просил суд признать незаконным приказ директора об его увольнении, признать незаконным расторжение трудового договора и увольнение с должности начальника отдела материально-технического обеспечения, восстановить его в должности начальника отдела материально-технического обеспечения, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула с 03.12.2020 г. по 11.06.2021 г. в размере более 278 тысяч руб., компенсацию морального вреда за незаконное увольнение в размере 300 тысяч руб., возмещение судебных издержек в виде стоимости произведенной судебно-медицинской экспертизы в размере 39 тысяч рублей.

Позиция Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан


Суд отметил, что из обстоятельств дела следует, что в период с 8 по 15 октября 2020 года истцом листок нетрудоспособности не оформлялся.

В период с 16 по 23 октября 2020 года он находился на стационарном излечении с диагнозом «коронавирусная инфекция COVID-19, среднетяжелая форма; осложнения: внебольничная двусторонняя полисегментарная пневмония (32%)».

24 ноября 2020 года начальником ОКПОиД была составлена служебная записка об отсутствии начальника отдела на рабочем месте с 13 октября 2020 года по 15 октября 2020 года по невыясненным причинам. Приказом директора была сформирована комиссия для проведения служебного расследования.

Приказом директора ГКУ «Государственное юридическое бюро Республики Башкортостан» в декабре 2020 года гражданин был уволен с должности начальника отдела материального технического обеспечения с 3 декабря 2020 года за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, в соответствии с подпунком «а» пункта 6 части 1 ст.81 Трудового кодекса РФ.

Определением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан по ходатайству истца была назначена судебно-медицинская экспертиза в целях установления у гражданина временной нетрудоспособности в период с 13 по 15 октября 2020 года и необходимости его изоляции от общества в связи с заболеванием коронавирусной инфекцией. Проведение судебно-медицинской экспертизы было поручено Государственному бюджетному учреждению здравоохранения (ГБУЗ БСМЭ Минздрава РБ).

В заключении Бюро судебно-медицинской экспертизы Минздрава Республики Башкортостан были сделаны следующие выводы:

  • У гражданина не исключается наступление временной нетрудоспособности в связи с болезнью коронавирусная инфекция COVID-I9 (учитывая динамику развития жалоб больного, историю развития болезни);

  • В период с 13 по 15 октября 2020 года он мог быть носителем коронавирусной инфекции («COVID-2019») и подлежал изоляции (самоизоляции) от других лиц.

Суд пришел к выводу о том, что в период с 13 по 15 октября 2020 года у гражданина имелась уважительная причина отсутствия на рабочем месте – заражение коронавирусной инфекцией COVID-2019 и необходимость, в силу закона, изоляции от других лиц; и что работодателем не был доказан факт совершения им грубого нарушения трудовых обязанностей, - соответственно, его увольнение по п. а, ч.6 ст.81 ТК РФ является незаконным.

Суд не согласиться с доводом работодателя о злоупотреблении истцом правом ввиду непредоставления листка не трудоспособности, поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что в указанный период с 13 октября 2020 года по 15 октября 2020 года листок нетрудоспособности им не оформлялся. Вместе с тем факт болезни истца коронавирусной инфекцией (COVID-2019) нашёл свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Кроме того, при разрешении настоящего спора суд считает необходимым исходить, в том числе, из необходимости соблюдения гражданином РФ в период введения режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), установленной законом обязанности по обязательному режиму самоизоляции в случае угрозы жизни и здоровью.

В силу изложенного суд с учетом имевшегося у истца заболевания коронавирусной инфекцией (COVID-2019), его возраста (63 года), течения болезни (в том числе, состояния средней тяжести), необходимости в госпитализации, - не усматривает недобросовестности в его поведении либо злоупотребления правом.

Суд удовлетворил иск гражданина о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в сентябре 2021 года оставила без изменения решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан, а апелляционную жалобу Государственного юридического бюро Республики Башкортостан» - без удовлетворения.

Позиция Судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции


Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в декабре 2021 года (дело №88-26093/2021) отметила, что доводы кассационной жалобы о том, что истец преднамеренно злоупотребил правом, создал конфликтную ситуацию, не предоставив работодателю документы, подтверждающие законность отсутствия на рабочем месте, являются необоснованными, так как факт болезненного состояния истца 8 октября 2020 года был выявлен самим работодателем, что послужило основанием для отстранения его от работы, - при этом, в период с 8 по 15 октября 2020 года истец сообщал о своем плохом самочувствии непосредственному начальнику, и тот подтверждал необходимость отстранения его от работы.

Судебная коллегия оставила без изменения решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан, а кассационную жалобу Государственного юридического бюро Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Источники: Консультант Плюс / сайт Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан / сайт Верховного Суда Республики Башкортостан
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=KSOJ006;n=68190  
https://vs--bkr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=23587484&delo_id=5&new=5&text_number=1
https://kirovsky--bkr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=20612615&delo_id=1540005&new=&text_number=1

Комментариев нет:

Отправить комментарий