Данный проект является очередным, 5-м этапом многолетнего проекта InterPARES, неизменно возглавляемого д-ром Лючианой Дюранти (Luciana Duranti) из канадского университета Британской Колумбии. Я уже писала о нём на блоге, см. http://rusrim.blogspot.com/2021/06/interpares.html , http://rusrim.blogspot.com/2021/07/interpares-trust-ai.html и http://rusrim.blogspot.com/2021/09/interpares-trust-ai.html . Его точное название: «Архивы 4.0: Искусственный интеллект как средство обеспечения доверия к документам и архивам» (Archives 4.0: Artificial Intelligence for Trust in Records and Archives – но не спрашивайте меня, откуда взялись «архивы 4.0»; вспоминается Высоцкий: «Фильм, часть седьмая – тут можно поесть, потому что я не видал предыдущие шесть!» - Н.Х.).
Итак, вот как видят коллеги дальнейший ход проекта:
«К лету 2023 года, т.е. к середине проекта, мы намерены:
- понять, какие ключевые по важности проблемы архивной работы могут быть решены с помощью технологий искусственного интеллекта;
- выявить готовые «коробочные» решения на основе искусственного интеллекта, которые уже используются в управлении документами и в архивном деле, а также те, которые могут быть применены или адаптированы в этой сфере;
- определить преимущества, риски и ограничения использования инструментов искусственного интеллекта в управлении документами и в архивной работе;
- выявить и изучить этические проблемы, обычно возникающие при использовании искусственного интеллекта в управлении документами и в архивной работе; а также
- начать разработку ИИ-инструментов на основе архивных концепций и принципов.»
«Одобренные исследования (речь идёт о суб-проектах, которые буду выполняться в рамках «зонтичного» проекта InterPARES Trust AI – Н.Х.) затрагивают вопросы управления документами и архивами в широком плане на местном, региональном и международном уровнях. Мы уже разрабатываем инструменты, необходимые для создания взаимопонимания между дисциплинами: это терминологическая база данных и библиографическая база данных.»
«Коллектив участников проекта осознает быстрые темпы технологических изменений и важную роль корпоративного управления документами в дополнение к управлению государственными документами. К проекту подключились новые корпоративные партнеры и со-исследователи, чьи исследования сфокусированы на корпоративной среде.»
«В сфере распространения знаний коллектив проекта в качестве основной целевой аудитории видит специалистов информационных профессий в целом, и в особенности специалистов по управлению документами и архивистов, включая учёных и преподавателей, специалистов-практиков и студентов, изучающих эти дисциплины, а также работающих в области ИИ исследователей, студентов и разработчиков.
Мы намерены познакомить специалистов информационных профессий с ИИ-инструментами, способными помочь в их работе, а также ознакомить ИИ-специалистов с отраслевыми требованиями и потребностями специалистов информационных профессий.
Информация обо всех научно-исследовательских инициативах и все их результаты раскрываются и выкладываются в публичном доступе на веб-сайте проекта. Исследователи взаимодействуют со своей целевой аудиторией посредством интервью, выступлений по приглашению с докладами перед определенными группами (например, в ассоциациях международных организаций), докладов и семинаров на национальных и международных конференциях, публикации сообщений в различных международных информационных бюллетенях, и посредством рецензируемых публикаций, адресованных одновременно специалистам в сфере культурного наследия и ИИ-исследователям.
В программу мероприятий каждой пленарной встречи участников проекта включается семинар, открытый для заинтересованных сторон, не являющихся участниками проекта. Также на веб-сайте проекта выкладываются и будут выкладываться в дальнейшем руководства, предназначенные для использования широкой общественностью, и они же будут оперативно рассылаться специалистам и учреждениям.
Два суб-проекта общего плана, направленные на разработку учебных программ на основе результатов исследований, будут использовать интерактивные способы распространения знаний (например, упомянутые семинары и ру5ководства), для определения компонентов учебной программы.»
«Уникальным аспектом настоящего проекта является поддерживаемая им возможность обучать архивистов и специалистов по управлению документами применению и использованию ИИ-инструментов, а ИИ-специалистов – знакомить с концепциями и принципами архивного дела и управления документами, на которых должны быть основаны ИИ-инструменты, применяемые для управления и использования документов и архивов. Обучение проводится «сверху вниз» - авторитетные исследователи, ученые и практики в сфере управления документами и архивного дела изучают ИИ на пленарных встречах, семинарах и в рамках совместных исследованиях, и наоборот. В то же время студенты-ассистенты учатся, принимая участие в исследованиях под руководством опытных специалистов. Такое «обучение на практике» поддерживается посредством разработки учебных пособий, учебных программ и учебных модулей по тематике ИИ.»
«В состав исполнительного комитета проекта входят председатели всех рабочих групп и председателей трёх координационных комитетов (по исследованиям, мобилизации знаний и обучению). Вместе с со-директорами, внештатными координатором проекта ex-officio и ИТ-экспертом, исполнительный комитет включает 13 человек. Исполнительный комитет встречается раз в две недели.»
«Несколько организаций-партнеров проекта взяли на себя обязательство проводить научно-исследовательские встречи и симпозиумы. Результаты различных исследований будут использоваться партнерами в соответствующих университетах как часть учебных программ, в то время, как рекомендации и руководства будут применяться в учреждениях, агентствах и в коммерческих организациях.
Уникальной сильной стороной этого партнерства является «перекрёстное опыление», наблюдаемое в составе исследовательских групп - многие из них включают представителей партнеров из академических кругов, государственных органов и частного сектора, имеющих опыт в различных областях - например, в суб-проекте «Роль ИИ в выявлении или воссоздании архивных агрегаций электронных документов и в обогащении схем метаданных» участвуют представители университетов, национальных архивных ассоциаций, региональных и международных учреждений сферы культурного наследия, транснациональных организаций и муниципальных органов власти.»
«С момента подачи заявки на грант к партнерству присоединились 28 новых организаций, которые участвуют в исследованиях и в распространении информации. В их число входят Центр искусственного интеллекта Сорбонны (SCAI), консультационная фирма USA Strategics, компании Iron Mountain, Collabware, Международный валютный фонд, НАТО, Банк Канады, Европейский центральный банк, городской совет Тинахо (Tinajo), а также университеты из Ирана, Бразилии, Кубы, Франции, Мексики, Турции, Италии, Ганы и США; информационное агентство Анадолу Аджанси (Турция), а также архивно-библиотечные ассоциации Мексики, Германии и Европейского Союза.»
Одобренные проекты:
- GS01 «Руководства по ИИ» (AI Tutorials), руководитель Мухаммад Абдул-Маджид (Muhammad Abdul-Mageed)
- GS02 «Терминологическая база данных» (Terminology Database), руководитель Басма Махлуф Шабоу (Basma Makhlouf Shabou)
- CU01 «Контекст и происхождение данных о катастрофах» (Context and provenance for disaster data), руководитель Майкл Стибер (Michael Stiber)
- CU02 «Классификация документов с использованием методов обработки естественного языка для поддержки заслуживающих доверия государственных электронных документов» (Records Classification using Natural Language Processing Techniques to Support Trustworthy Public Digital Records), руководитель - Уми Асма Мохтар (Umi Asma’ Mokhtar)
- CU03 «Передача и аналитика данных интеллектуальной электросети» (Smart Grid Data Communication and Analytics), руководитель Мохамед Ибнкахла (Mohamed Ibnkahla)
- CU04 «Создание «цифрового двойника» для целей обеспечения долговременной сохранности» (Building and Creating a Digital Twin for Preservation), руководитель Стивен Фай (Stephen Fai)
- CU05 «Роль ИИ в выявлении или воссоздании архивных агрегаций электронных документов и в обогащении схем метаданных» (The role of AI in identifying or reconstituting archival aggregations of digital records and enriching metadata schemas), руководители Мариэлла Герсио (Mariella Guercio) и Стефано Аллегрецца (Stefano Allegrezza)
- CU06 «Inova HFA - Использование ИИ для лучшего управления медицинскими документами и результатами лечения пациентов» (Inova HFA - Using AI to better manage health records and patient outcomes), руководитель Клаудио Готтшальг (Claudio Gottschalg)
- AD01 «Применение объяснимого и обучаемого искусственного интеллекта для архивного упорядочивания и описания: Мультимодальные планы занятий и учебные материалы» (Explainable & Teachable Artificial Intelligence for Archival Arrangement and Description: Multimodal Lesson Plans and Educational Materials), руководитель Ричард Ариас-Эрнандес (Richard Arias-Hernandez)
- AD02 «Анализ, определение и оценка архивных наборов данных в государственных организациях» (Analyzing, Defining and Evaluating Archival Datasets in Governmental Organizations), руководитель Озгюр Кюльдже (Özgür Külcü)
- AD03 «Применение ИИ для упорядочения средневековых документов через распознавание по внешнему виду» (AI in the Middle age. Arrangement of the documents via appearance - based recognition), руководитель Бенедетто Луиджи Компаньони (Benedetto Luigi Compagnoni)
- RP01 «Выявление ключевых проблем архивного дела, являющихся наилучшими кандидатами для решения с помощью технологий искусственного интеллекта в контексте хранения и обеспечения долговременной сохранности электронных документов» (Identification of critical archival challenges which are the best candidates for improvement by AI technologies in the context of retention and preservation of digital records), руководитель Хрвое Станчич (Hrvoje Stancic)
- RP02 «Управление основными корпоративными данными и роль метаданных» (Enterprise Master Data Management and the Role of Metadata), руководитель Алекс Ричмонд (Alex Richmond)
- RP03 «Использование искусственного интеллекта для отслеживания сроков хранения и выполнения действий по их истечении в доверенных хранилищах электронных документов» (Employing AI for Retention & Disposition in Trusted Digital Recordkeeping Repositories (TDRRs)), руководитель Пэт Фрэнкс (Pat Franks)
- RP04 «Обеспечение долговременной сохранности методов искусственного интеллекта как параданных (это данные о процессе исследования или обработки – Н.Х.)» (Preserving AI techniques as paradata), руководитель Пэт Фрэнкс (Pat Franks)
- MA01 «Сравнительная оценка этических кодексов архивно-документоведческого и ИИ-сообществ» (Comparative assessment of ethical codes of the archival/records management and artificial intelligence communities), руководитель Джим Судерман (Jim Suderman)
- MA02 «ИИ-грамотность для управления документами и архивами» (AI literacy for record management and Archives), руководитель Мойзес Рокембах (Moises Rockembach)
- MA03 «Разработка этических рекомендаций по использованию ИИ для работы с документами» (The Development of Ethical Guidelines for AI use with Records), руководитель Миа Стейнберг (Mia Steinberg)
- MA05 «Оценка контента на предмет наличия персональных данных» (Personal Information Content Assessment), руководитель Джим Судерман (Jim Suderman)
- RA02 «Пример из практики извлечения и отбора на долговременное хранение документов, содержащих персональные данные и специальные категории персональных данных» (Case Study on Extraction and Identification of Records containing Personal Data and Sensitive Personal Data for Long Term Preservation), руководитель Luis Miguel Garcia (Луис Мигель Гарсия)
- RA03 «Модель для оцифровки с ИИ-поддержкой» (Model for AI-assisted digitization), руководитель Стефано Аллегрецца (Stefano Allegrezza)
- RA04 «Геймификация работы пользователей с архивными документами» (Gamification of the archival experience for users), руководитель Demet Soylu (Демет Сойлу)
- RA05 «Подходы и поведение пользователей при доступе к документа и архивам с точки зрения ИИ: Глобальный опрос пользователей» (Users approaches and behaviors in accessing records and archives in the perspective of AI: a global user study), руководитель Пьерлуиджи Фелисиати (Pierluigi Feliciati)
- RA06 «Обеспечение неприкосновенности частной жизни при использовании электронных документов, содержащих персональные данные: Изучение текущего положения дел и потенциала инструментов и методов искусственного интеллекта» (Privacy in Digital Records Containing Personally Identifiable Information (PII): An Exploration of Current Status and the potential of AI Tools and Techniques), руководитель Габриэла Андаур (Gabriela Andaur)
- RA07 «Изучение процесса рассекречивания персональной информации с использованием инструментов искусственного интеллекта - пример деятельности Государственного архива Израиля» (Research on the process of declassifying personal information using AI tools - Israel State Archives case study), руководитель Сильвия Шенколевски-Кролл (Silvia Schenkolewski-Kroll)
Источник: сайт проекта InterPARES Trust AI
https://interparestrustai.org/trust/about_research/studies
Комментариев нет:
Отправить комментарий