понедельник, 3 января 2022 г.

Трудовой Кодекс: Порядок введения электронного документооборота работодателем

Федеральный закон от 22.11.2021 №377-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» установил порядок введения электронного кадрового документооборота и право работодателя принять решение о его введении (ст.22.2 «Порядок введения электронного документооборота и приема на работу к работодателю, использующему электронный документооборот»).

Электронный документооборот вводится работодателем на основании локального нормативного акта, который принимается им с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и который должен содержать:

  • Сведения об информационной системе (информационных системах), с использованием которой работодатель будет осуществлять электронный документооборот;

  • Порядок доступа к информационной системе работодателя (при необходимости);

  • Перечень электронных документов и перечень категорий работников, в отношении которых осуществляется электронный документооборот;

    Мой комментарий: Такую формулировку можно трактовать по-разному. Я понимаю это так: работодатель может вводить электронный документооборот не со всеми сотрудниками и не для всех документов. Он сам определяет глубину использования электронных документов в своей организации. При этом возможность работодателя передумать вроде как не предусмотрена. Встает вопрос: может ли работодатель отказаться от им же введенного электронного документооборота?

  • Срок уведомления работников о переходе на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота, а также сведения о дате его  введения, устанавливаемой не ранее дня истечения срока указанного уведомления.

Порядок осуществления электронного документооборота утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и может предусматривать:

  • Сроки подписания работником электронных документов и/или ознакомления с ними с учетом рабочего времени работника, периодичность такого подписания и ознакомления;

  • Порядок проведения инструктажа работников по вопросам взаимодействия с работодателем посредством электронного документооборота (при необходимости);

  • Исключительные случаи, при которых допускается оформление документов на бумажном носителе;

  • Процедуры взаимодействия работодателя с представительным органом работников и/или выборным органом первичной профсоюзной организации и с комиссией по трудовым спорам (при необходимости).

Работодатель уведомляет каждого работника в срок, установленный локальным нормативным актом, о переходе на взаимодействие с ним посредством электронного документооборота и праве работника дать согласие на указанное взаимодействие.

Переход на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота осуществляется с письменного согласия работника. Отсутствие согласия работника признается отказом работника от такого взаимодействия. При этом за работником сохраняется право дать указанное согласие в последующем.

Мой комментарий: Итак, письменное согласие нужно получить с каждого работника, и любой работник может отказаться. Правда, возможность отозвать согласие и вернуться в «бумажную эру» Кодексом не предусматривается.

Могу предположить, что у ряда работодателей появится дополнительный повод для головной боли - в нашей стране обязательно найдутся противники цифровизации сферы кадрового документооборота.


С моей точки зрения, ведение для части сотрудников документооборота на бумаге, а для остальных - в электронном виде, может не облегчить, а усложнить весь этот процесс.

Теперь о вновь принимаемых на работу. Работодатель обязан проинформировать принимаемое на работу лицо об осуществлении электронного документооборота.

При этом:

  • Лицо, имеющее по состоянию на 31 декабря 2021 года трудовой стаж, при приеме на работу вправе дать согласие на взаимодействие с работодателем;

  • А вот лица, которые приняты (принимаются) на работу после 31 декабря 2021 года и у которых по состоянию на эту дату отсутствует трудовой стаж, права дать согласие лишены.

Мой комментарий: Получается, что  новые сотрудники, не имеющие трудового стажа, фактически ущемлены в правах, и их мнение работодатель может не спрашивать.  Такой подход может привести возникновению как к конфликтам с работниками, так и к подаче исков в Конституционный суд. Самое главное, что подобные выверты законодателя  совершенно бессмысленны – на практике люди, ищущие первое место работы, вряд ли захотят сразу же осложнять отношения с потенциальным работодателем

Авторы законопроекта прекрасно понимают, что предложенные ими нормы создают дополнительные проблемы для работодателя, поэтому они включили в Кодекс нормы, запрещавшие дискриминацию противников электронного документооборота. Не может являться основанием для отказа в приеме на работу либо увольнения работника:

  • Отсутствие согласия работника или лица, принимаемого на работу, на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота, либо

  • Отсутствие у работника или лица, принимаемого на работу, электронной подписи.

Мой комментарий: Работодатели однозначно не станут «ублажать» любителей «бумаги», и будут избавляться от тех, кто мешает организациям работать эффективно и по-современному.

Работодатель обязан безвозмездно предоставлять работникам, которые не дали согласия на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота, документы, связанные с их работой у данного работодателя, на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом.

При заключении трудового договора документы, предусмотренные статьей 65 настоящего Кодекса, могут быть предъявлены лицом, поступающим на работу, в форме, согласованной с работодателем, в том числе в форме электронных документов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Ознакомление с документами поступающего на работу лица может также осуществляться в электронной форме.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=400854  

Комментариев нет:

Отправить комментарий