Федеральный закон от 22.11.2021 №377-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» установил порядок взаимодействие работодателя и работника в электронном виде (ст.22.3). Фактически эта статья устанавливает виды электронных подписей, которые работодатель и работник могут использовать при подписании электронных документов.
С моей точки зрения, ключевые нормы по данному вопросу включены в ст. 22.1:
- Работодатель несёт расходы на получение работником электронной подписи (в случае ее отсутствия) и ее использование.
Мой комментарий: Это важное положение, в том числе и с точки зрения расширения сферы использования электронных подписей. При этом, однако, не урегулирован важный момент: согласно законодательству, физические лица должны использовать усиленную электронную подпись физического лица. Теперь получается, что нести расходы за это удовольствие должен работодатель, при этом возникает дилемма – работодатель будет платить, а распоряжаться и владеть УКЭП будет физическое лицо, и только оно будет иметь право подавать документы на выпуск сертификата ключа проверки подписи, а также на отзыв сертификата ключа проверки подписи.
Еще один вопрос: Если средство создания электронной подписи оплатит работодатель, сможет ли сотрудник использовать его не только для подписания кадровых документов, но и для подписания деловых документов?
Я опасаюсь, что возложение расходов на работодателя способно на практике создать больше проблем, чем принести пользы … - Работник или лицо, поступающее на работу, вправе использовать ранее полученную самостоятельно усиленную квалифицированную электронную подпись.
Статья 22.3 «Взаимодействие работодателя и работника посредством электронного документооборота» подробно перечисляет какие виды электронных подписей в каких случаях должны использоваться.
Работодателем используется усиленная квалифицированная электронная подпись в информационной системе работодателя:
- При заключении трудовых договоров, договоров о материальной ответственности, ученических договоров, договоров на получение образования без отрыва или с отрывом от работы;
- При внесении в них изменений;
- При подписании приказа (распоряжения) о применении дисциплинарного взыскания,
- При уведомлении об изменении определенных сторонами условий трудового договора
Работодателем и работником может использоваться усиленная неквалифицированная ЭП, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством РФ порядке (далее для целей настоящей статьи - усиленная неквалифицированная электронная подпись, выданная с использованием инфраструктуры электронного правительства).
При подписании иных электронных документов посредством информационной системы работодателя работодателем могут использоваться:
- Усиленная квалифицированная ЭП;
- Усиленная неквалифицированная ЭП, порядок проверки которой определяется соглашением сторон трудового договора;
- Усиленная неквалифицированная ЭП, выданная с использованием инфраструктуры электронного правительства.
Работником могут использоваться:
- Усиленная квалифицированная ЭП;
- Усиленная неквалифицированная ЭП, порядок проверки которой определяется соглашением сторон трудового договора;
- Усиленная неквалифицированная ЭП, выданная с использованием инфраструктуры электронного правительства.
Этими подписи используются:
- При заключении трудового договора, договора о материальной ответственности, ученического договора, договора на получение образования без отрыва или с отрывом от работы,
- При внесении в них изменений, при подписании согласия на перевод, заявления об увольнении, отзыве заявления об увольнении, а также
- При ознакомлении с уведомлением об изменении определенных сторонами условий трудового договора, приказом (распоряжением) о применении дисциплинарного взыскания посредством информационной системы работодателя
При подписании иных электронных документов посредством информационной системы работодателя работником могут использоваться:
- Усиленная квалифицированная ЭП;
- Усиленная неквалифицированная ЭП, порядок проверки которой определяется соглашением сторон трудового договора;
- Усиленная неквалифицированная ЭП, выданная с использованием инфраструктуры электронного правительства;
- Простая ЭП в случае, если соглашением сторон трудового договора установлены правила определения лица, подписывающего электронный документ, по его простой ЭП и требования к соблюдению конфиденциальности ключа такой подписи.
При подписании электронных документов посредством цифровой платформы «Работа в России» работодателем могут использоваться:
- Усиленная квалифицированная ЭП;
- Усиленная неквалифицированная ЭП, выданная с использованием инфраструктуры электронного правительства.
При подписании электронных документов работником или лицом, поступающим на работу, посредством цифровой платформы «Работа в России», могут использоваться:
- Усиленная квалифицированная ЭП;
- Усиленная неквалифицированная ЭП, выданная с использованием инфраструктуры электронного правительства;
- Простая ЭП, ключ которой получен при личной явке в соответствии с установленными Правительством РФ правилами использования простой ЭП при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Работник или лицо, поступающее на работу, осуществляющие взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота, вправе направлять в адрес работодателя заявления, уведомления и сообщения, которые предусмотрены трудовым законодательством и в отношении которых осуществляется электронный документооборот посредством:
- Информационной системы работодателя (в случае ее применения работодателем для осуществления электронного документооборота), в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (при условии взаимодействия в целях осуществления электронного документооборота информационной системы работодателя с единым порталом государственных и муниципальных услуг);
- Цифровой платформы «Работа в России» при условии ее применения работодателем в целях осуществления электронного документооборота.
Заявления, уведомления и сообщения, направленные работником или лицом, поступающим на работу, способами, указанными в части восьмой настоящей статьи, считаются полученными работодателем на следующий рабочий день после их направления.
Заявление о выдаче документов, связанных с работой, или их заверенных надлежащим образом копий (статья 62 настоящего Кодекса) работник может подать:
- В письменной форме;
- Либо направить в порядке, установленном работодателем при условии использования работодателем указанных информационных систем в целях осуществления электронного документооборота:
- Через информационную систему работодателя или
- По адресу электронной почты работодателя,
- Либо направить через цифровую платформу «Работа в России»
При подаче работником заявления о выдаче документов, связанных с работой, или их копий (статья 62 настоящего Кодекса) работодатель обязан безвозмездно предоставить работнику не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня подачи указанного заявления такие документы или их заверенные надлежащим образом копии на бумажном носителе либо, если в отношении этих документов осуществляется электронный документооборот, такие электронные документы способом, указанным в заявлении работника:
- В форме копии электронного документа на бумажном носителе, заверенной надлежащим образом;
- В форме электронного документа, в том числе
- Путем его размещения на едином портале государственных и муниципальных услуг в случае взаимодействия в целях осуществления электронного документооборота информационной системы работодателя с единым порталом государственных и муниципальных услуг либо
- В личном кабинете работника на цифровой платформе «Работа в России» при условии ее использования работодателем в целях осуществления электронного документооборота.
По заявлению работника работодатель обеспечивает доступ работника к документам, подписанным простой электронной подписью работника в информационной системе работодателя, путем направления электронного документа в личный кабинет работника (при наличии) на едином портале государственных и муниципальных услуг в порядке, предусмотренном Правительством РФ.
В случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работодатель и работник, не осуществляющие взаимодействие посредством электронного документооборота, вправе в соответствии с локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, временно обмениваться документами, в том числе документами, связанными с работой, в форме электронного документа или электронного образа документа (документа на бумажном носителе, преобразованного в электронную форму путем сканирования или фотографирования с сохранением его реквизитов) с последующим представлением соответствующих документов на бумажном носителе.
Работодатель обеспечивает сохранность электронных документов в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации об архивном деле, в том числе в случае, если электронный документооборот осуществляется с использованием информационной системы работодателя либо цифровой платформы «Работа в России».
Порядок предоставления работнику электронных документов, созданных с использованием цифровой платформы «Работа в России», и порядок его доступа к ним посредством единого портала государственных и муниципальных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=400854
Комментариев нет:
Отправить комментарий