понедельник, 15 ноября 2021 г.

Международный совет архивов: Проявление корпорациями должной осмотрительности на основе надёжной политики управления документами - предложения по улучшению доступа к деловым документам, касающимся нарушений прав человека

Данное заявление Международного совета архивов (МСА), подписанное его президентом Дэвидом Фрикером (David Fricker), было выложено на сайте МСА 31 октября 2021 года.

Заявление представлено Секцией «Архивы и права человека» (Section on Archives and Human Rights, SAHR – ранее именовалась «Рабочая группа по правам человека» (Human Rights Working Group, HRWG) – Н.Х.) Международного совета архивов (International Council on Archives, ICA) 18 октября 2021 года.

Международный совет архивов (МСА), - международная ассоциация, созданная в 1948 году для содействия развитию архивов и имеющая статус консультативного органа при ЮНЕСКО в области архивного дела и документального наследия, - приветствует возможность удовлетворить потребность корпораций в повышении степени должной осмотрительности посредством надёжной политики управления документами.

Поддерживая эту инициативу, Международный совет архивов, опираясь в особенности на результаты работы его секции «Архивы и права человека», рад предложить шаги, которые обеспечат лучший доступ к деловым документам, содержащим свидетельства нарушений прав человека.

Документы являются свидетельствами / доказательствами действий и транзакций, а деловые документы обеспечивают ключевые по важности свидетельства деловой практики. Многие виды деловой деятельности влияют на права человека, начиная от трудовых отношений до воздействия на окружающую среду. Когда деловая деятельность препятствует осуществлению или ущемляет права человека, жертвы должны иметь возможность получить доступ к записям, содержащим доказательства нарушения прав человека. Такой доступ жизненно необходим для устранения нарушений и получения компенсаций. В большинстве стран и в большинстве отраслей многочисленные препятствия преграждают дорогу жертвам, стремящимся получить доступ к соответствующим деловым документам.

Чтобы решить эту проблему и укрепить право потерпевших на доступ к деловой информации, государства должны:

  • Законодательно потребовать от корпораций документирования ими их процесса обеспечения должной осмотрительности в отношении прав человека, обеспечить постоянное хранение созданных при исполнении этой обязанности документов и предоставить чёткое заявление о своей политики доступа.

  • Обеспечить, в случае прекращения коммерческой организацией деловой деятельности, защиту и сохранность корпоративных документов с тем, чтобы работники и другие лица, в том числе те, кто полагает, что их права человека были нарушены корпорацией, могли получить доступ к документам. 

Корпорации должны:

  • Документировать свои действия и транзакции. Корпорации должны ввести политику управления информацией, обеспечивающую, чтобы все процессы, затрагивающие права человека, эффективно, всесторонне и непрерывно документировались.

  • Обеспечивать сохранность архивных документов, созданных в результате деловой деятельности, включая (но не ограничиваясь ими), архивные документы, касающиеся трудовой политики и отношений, эксплуатации природных ресурсов и деловых взаимоотношений.

  • Создать и поддерживать эффективную систему управления документами, с чётко установленной ответственностью, адекватно финансируемую, укомплектованную квалифицированным персоналом и имеющую в организации заметный статус.

  • Взять на вооружение принцип прозрачности. Корпоративные документы должны быть доступны любому лицу, при условии, что доступ не ставит под угрозу права отраслевой или интеллектуальной собственности, коммерческую тайну или иные законные деловые интересы. Корпорация должны иметь публично доступную политику доступа, которая будет гарантировать доступность ключевых документов, которые будут публично перечислены в политике. Должны быть опубликованы четкие правила доступа к свидетельствам / доказательствам и процедуры получения доступа к деловым архивам.

  • Жертвы и лица, затронутые деловой практикой, имеют право знать политику управления документами, организацию архивов и состав фондов архивов. Эти люди должны иметь доступ к документам либо лично, либо через организации, которые представляют их в рамках защиты их прав, с тем, чтобы имелись эффективные механизмы возмещения ущерба.

  • Обеспечить долговременную сохранность архивов в случае ликвидации или закрытия отдельного направления деловой деятельности.

Международный совет архивов будет рад предоставить любые дальнейшие комментарии или пояснения по приведенным выше нашим рекомендациям.

Нашим контактным лицом для этой цели является председатель секции SAHR Витор Фонсека (Vitor Fonseca, vitormowlac@gmail.com ).

Также Вы можете связаться с членом рабочей группы по деловой деятельности, архивам и правам человека секции SAHR Бланкой Базако (Blanca Bazaco, blancabazaco@gmail.com ).

С уважением,

Президент МСА Дэвид Фрикер (David Fricker)

Мой комментарий: Проработав в бизнесе уже почти 20 лет, я могу лишь поражаться профессиональной некомпетентности и правовой безграмотности доминирующих в МСА и особенно в секции по правам человека «кабинетных» профессоров и университетских активистов-архивистов, максимально далёких от реальной практики управления документами в коммерческих организациях и не имеющих ни малейшего представления о требованиях трудового, коммерческого, налогового, таможенного, отраслевого и т.д. законодательства …

Бедолаги даже не догадываются, например, что коммерческие организация (в большинстве своём – мелкие и средние) в среднем существуют менее 5 лет, не имеют специализированных архивных подразделений, а специальные усилия по документированию возможных нарушений прав человека или воздействия на климат (сверх тех и без того обременительных требований, которые уже установлены законодательством) не входят в число их приоритетных целей даже «в следующей жизни» – просто потому, что им нужно сегодня думать о более насущных вещах, таких, как получение прибыли и выживании в условиях экономического кризиса и жёсткой конкуренции.

Очень показательно, что в данной декларации ни единого слова не сказано о законных интересах и правах корпораций и коммерческих организаций, равно как и о том, какие затраты и риски могут возникнуть у коммерческих организаций в связи с реализацией предлагаемых требований. Не сказано и об интересах соответствующих государств. В итоге имеем напыщенную, красиво звучащую с трибун – но абсолютно пустую и невыполнимую декларацию; ещё один документ, свидетельствующий о продолжающейся идейной деградации МСА …

Источник: сайт МСА
https://www.ica.org/en/node/23684

Комментариев нет:

Отправить комментарий