5 июня 2020 года американский «Совет по рассекречиванию в интересах общественности» (Public Interest Declassification Board, PIDB) провёл виртуальное публичное заседание в связи с публикацией подготовленного им доклада для Президента США за 2020 год «Видение для цифровой эпохи: Модернизация системы установления и снятия грифов секретности для сведений, содержащих государственную тайну» (A Vision for the Digital Age: Modernization of the U.S. National Security Classification and Declassification System, см. https://www.archives.gov/files/declassification/pidb/recommendations/pidb-vision-for-digital-age-may-2020.pdf - см. также мой пост https://rusrim.blogspot.com/2020/06/blog-post_29.html – Н.Х.).
Через месяц на сайте Национальных Архивов США была выложена стенограмма этого заседания (см. https://www.archives.gov/files/declassification/pidb/meetings/06052020-nara-pidb-writtentranscript.pdf ), с которой стоило бы познакомиться и тем, кто в нашей стране отвечает за секретное делопроизводство и рассекречивание.
Американские руководители и специалисты вполне откровенно признают накопившиеся проблемы – и то, что существующая практика мотивирует избыточное засекречивание, и то, что практику управления секретными документами срочно надо выводить если не на уровень 21-го века, то хотя бы конца 20-го. Решение проблемы они видят как в традиционных организационных мерах (назначение уполномоченного органа и руководителя, координирующего вопросы назначения и снятия грифов в масштабах федерального правительства), так и в широком применении современных технологий, особенно когда речь идёт о стремительно нарастающих объёмах изначально-электронных секретных документов.
Я хочу предложить вниманию читателей фрагмент стенограммы, в котором генеральный юрисконсульт Сухопутных сил США Алисса Старзак (Alyssa Starzak – на фото) рассказывает о предлагаемой «Советом по рассекречиванию в интересах общественности» реформе системе грифов секретности:
«…Кроме того, наша существующая система установления грифов секретности слишком сложна. Как и в нашем предыдущем отчете, мы продолжаем рекомендовать упрощение этой системы. Действующая трехуровневая система классификации с грифами «совершенно секретно» (Top Secret), «секретно» (Secret) и «конфиденциально» (Confidential – примерно соответствует нашему полуофициальному грифу «для служебного пользования» - Н.Х.) используется уже более 60 лет. Однако сегодня на практическом уровне, если Вы на самом деле работаете в органах федерального правительства, используются только две системы работы с грифованными документами - одна на уровне «секретно», и одна на уровне «совершенно секретно». Разведывательное сообщество практически отказалось от использования грифа «конфиденциально».Источник: сайт Национальных Архивов США
Учитывая конструкцию этих систем, больше нет необходимости в третьем уровне, который редко используется и не поддерживается соответствующей системой. Федеральное правительство также не выдает своим сотрудникам допуск на уровне «конфиденциально». Удаление этого уровня позволит правительству переосмыслить стандарты установления и снятия грифов, и привести их в соответствие с потребностями современной рабочей среды, требующей быстрого обмена информацией в электронном виде, а также нынешней многогранной средой угроз, которая больше не является монолитной.
У нас нет отдельной системы для работы с конфиденциальными документами, несмотря на то, что мы поддерживаем отдельный гриф «конфиденциально». Я уже отметила, что разведывательное сообщество США перестало использовать этот гриф; в то время, как по данным Офиса по контролю за информационной безопасностью (Information Security Oversight Office, ISOO) существует менее десятка лиц и органов, уполномоченных устанавливать первичные грифы секретности, полномочия которых ограничены только грифом «конфиденциально». Согласно ISOO, число таких лиц и органов продолжает из года в год уменьшаться. Тем не менее, правительство по-прежнему держится за этот унаследованный гриф.
С нашей точки зрения, Вы можете посмотреть на то, что считается конфиденциальной информацией, провести её экспертизу и либо рассекретить её, принять решение больше не устанавливать ей гриф секретности, рассматривать её как контролируемую несекретную информацию (Controlled Unclassified Information) - или установить ей гриф «секретно».
В идеале это должно произойти после того, как правительство пересмотрит критерии отнесения информации к «секретной» и «совершенно секретной», с тем, чтобы они были более точными и более сфокусированными на причинённом вреде (harm), вместо ныне используемого туманного термина «ущерб» (damage).
Подобное упрощение улучшит процесс управления грифами секретности в целом. Основной вопрос, который мы рассматриваем на протяжении всего нашего доклада, заключается в том, что вся система установления и снятия грифов секретности действительно нуждается в полном пересмотре.
Роль «Совета по рассекречиванию в интересах общественности» в проведении этой перестройки действительно очень важна. Мы можем многое сделать для того, чтобы побудить общественность, Конгресс и исполнительную ветвь власти обратить внимание на то, что должно происходить в органах федерального правительства, - потому что это область, несмотря на свою большую важность для нашей национальной безопасности и нашей демократии, не получает достаточного внимания.»
https://www.archives.gov/files/declassification/pidb/meetings/06052020-nara-pidb-writtentranscript.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий