пятница, 16 марта 2018 г.

Международный автоматический обмен информацией и документацией


Федеральный закон от 27 ноября 2017 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» ввел нормы, определяющие порядок взаимодействия налоговых органов РФ с компетентными органами зарубежных стран при проведении налогового мониторинга и совместных налоговых проверок, а также обеспечения сбора необходимой информации для выполнения условий соглашений об автоматическом обмене страновыми отчетами и об автоматическом обмене финансовой информацией в налоговых целях, которые заключены ФНС России.

Налоговый Кодекс дополнен разделом VII.1 «Выполнение международных договоров российской федерации по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам».
Для справки: Международный автоматический обмен финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий) - предоставление федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, компетентным органам иностранных государств (территорий) и получение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, от компетентных органов иностранных государств (территорий) информации, предусмотренной настоящей главой, на автоматической основе в соответствии с международными договорами Российской Федерации по вопросам налогообложения;
Статьей 142.2 установлены обязанности организации финансового рынка по представлению информации в ФНС, в связи с автоматическим обменом финансовой информацией.

Организации финансового рынка обязаны представлять в ФНС (п.1):
  • Финансовую информацию о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, в отношении которых выявлено, что они являются налоговыми резидентами иностранных государств (территорий), финансовую информацию о них;

  • Иную информацию, относящуюся к заключенному между клиентом и организацией финансового рынка договору, предусматривающему оказание финансовых услуг.
Информация представляется по установленным форматам только в электронной форме.

Представление этой информации не является нарушением банковской тайны и не требует получения согласия клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих (п.2).

Правительство РФ по согласованию с Центральным банком РФ вправе установить перечень организаций финансового рынка и (или) видов договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг, в отношении которых не применяются положения настоящей главы в силу низкого риска совершения с использованием таких организаций финансового рынка и (или) таких договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг, действий (бездействия), направленных на уклонение от уплаты налогов (сборов) (п.3).

Статьей 142.3 определены полномочия ФНС в связи с автоматическим обменом финансовой информацией.

ФНС получает от организации финансового рынка информацию о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, а также иную информацию, представляемую в соответствии с настоящей главой (п.1).

ФНС передает такую информацию компетентным органам иностранных государств (территорий), включенных в перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией и налоговыми резидентами которых являются клиенты, выгодоприобретатели и (или) лица, прямо или косвенно их контролирующие.

Перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, утверждается ФНС.

Порядок передачи и получения финансовой информации ФНС, а также требования к ее защите определяются Правительством РФ (п.2).

ФНС вправе использовать полученную финансовую информацию организаций финансового рынка и компетентных органов иностранных государств (территорий) при осуществлении своих полномочий в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (п.3).

Финансовая информация в электронной форме поступившая в ФНС приравнивается к информации, полученной на бумажном носителе (п.4).

Мой комментарий: Весьма  маловразумительная формулировка! :)

Статьей 142.4 установлены обязанности и права организаций финансового рынка и их клиентов в связи с автоматическим обменом финансовой информацией.

Организации финансового рынка запрашивают, обрабатывают, в том числе документально фиксируют, и анализируют полученную информацию, а также принимают, в том числе документально фиксируют, обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, включая проверку достоверности и полноты предоставленной клиентом информации (п.1).

Клиенты обязаны представлять в организацию финансового рынка информацию в отношении самих себя, выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих, запрашиваемую организацией финансового рынка в соответствии с настоящей главой (п.2).

При исполнении обязанностей, предусмотренных настоящей главой, организация финансового рынка вправе использовать имеющуюся у такой организации информацию, полученную в связи с исполнением требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п.3).

Также в Налоговый Кодекс включена новая глава 20.2 «Международный автоматический обмен страновыми отчетами в соответствии с международными договорами российской федерации» (что такое страновые отчеты, см.: https://rusrim.blogspot.ru/2018/03/blog-post_6.html )

Статья 142.5 устанавливает полномочия ФНС при осуществлении автоматического обмена страновыми отчетами, в том числе право передавать их компетентным органам иностранных государств (территорий) в рамках автоматического обмена.

Перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами, утверждается ФНС (п.1).

ФНС принимает, обрабатывает, хранит и использует при осуществлении своих полномочий по контролю и надзору страновые отчеты, полученные от компетентных органов иностранных государств (территорий) в рамках автоматического обмена страновыми отчетами (п.2).

Порядок передачи и получения страновых отчетов, а также требования к защите передаваемой информации, содержащейся в них, устанавливаются Правительством РФ (п.3).

Информация из страновых отчетов может быть использована ФНС при осуществлении своих полномочий в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (п.1 ст.142.6) и не является самостоятельным доказательством неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) без исследования иных доказательств (п.2. ст. ст.142.6)

Мой комментарий: Фактически на всех участников финансового рынка и их клиентов возлагаются дополнительные обязанности по сбору и предоставлению информации, причем на участников финансового рынка возложена обязанность по документальной фиксации собранной и обработанной информации.

У ФНС России появляется новый комплекс документов, связанный с информацией, которую ей будут предоставлять иностранные уполномоченные организации и которая позволит ей контролировать финансовые потоки наших граждан и организаций за рубежом.

Вся информация будет собираться, обрабатываться, передавать и храниться только в электронном виде.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=283498

Комментариев нет:

Отправить комментарий