понедельник, 12 марта 2018 г.

Вопросы нормативного регулирования в программе «Цифровая экономика»: Электронные судопроизводство и исполнительное производство


Среди первых законов, подписанных Президентом России 27 июля 2010 года и связанных с построением в России электронного правительства, особое место занимает федеральный закон от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (вступил в силу 2 ноября 2010 года). Его положения предоставили арбитражным судам возможность использовать информационные технологии и электронные документы в своей деятельности.

Статья 41 Арбитражного процессуального кодекса (АПК РФ) с 2010 года предусматривает, что лица, участвующие в деле, вправе представлять в арбитражный суд документы в электронном виде; заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте Верховного суда РФ в сети Интернет (см. http://rusrim.blogspot.ru/2011/01/blog-post_28.html  ).

Федеральный закон от № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» от 23 июня 2015 года, вступивший в силу с 1 января 2017, дополнительно расширил возможности судов (см.: https://rusrim.blogspot.ru/2017/01/blog-post_84.html ).

План мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации», который был утвержден Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 18.12.2017 № 2), предусматривает дальнейшее законодательно-нормативное регулирование использования электронных документов в судопроизводстве. План предусматривает:

1. Внесение изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и/или иные нормативные правовые акты в части унификации правил подачи исковых заявлений, жалоб, ходатайств, а также иных заявлений и ходатайств в электронной форме для федеральных арбитражных судов и федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, Федеральной службы судебных приставов, а также допустимости электронных доказательств.

Ожидаемый результат:
  • Установление обязанности суда при получении заявления в электронном виде размещать его и приложения к нему на определенном для этих целей ресурсе с предоставлением прав на ознакомление с ними и их копирование; закрепления права любой из сторон судебного процесса, в том числе юридического лица, подать любой документ доказательства, фото, аудио- и видеозаписи) по делу в электронной форме в личном кабинете на сайте суда или в системе ГАС «Правосудие»;

  • Установление порядка, сроков и формата перевода архивов судов в электронный вид, закрепления формы архивной карточки дела, определения категорий дел, перевод которых в электронную форму требуется провести в первую очередь;

  • Установление порядка электронного, в том числе автоматизированного, взаимодействия между участниками процесса, судами и Федеральной службой судебных приставов, а также иными органами и организациями при исполнении судебного решения;

  • Унификация положений процессуальных кодексов в части возможности представления в суд доказательств в электронной форме (в том числе при совершении таких действий в сети «Интернет», по сетям подвижной связи и т.п.);

  • Установление принципа технологической нейтральности при организации электронного взаимодействия через личный кабинет на сайте суда или в системе ГАС «Правосудие».
2. Внесение изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и/или иные нормативные правовые акты в части создания единого реестра для целей дистанционного взаимодействия со сторонами исполнительного производства

Ожидаемый результат:
  • Устранить параллельное функционирование единого федерального реестра исполнительных производств и региональных реестров исполнительных производств.

  • Устранить правовые ограничения, связанные с: необходимостью для взыскателей, имеющих региональную сеть, поддерживать одновременно несколько форматов электронного взаимодействия с Федеральной службой судебных приставов - федеральный и множество региональных, построенных на различных технических платформах; получением неполной и некорректной информации, влекущей за собой сложности для предъявителей исполнительных листов.
Мой комментарий: Обращу внимание на два момента. Во-первых, предусмотрена дальнейшая унификация процессуальных кодексов в части предоставления доказательств в электронном виде, а также расширение возможностей электронного взаимодействия всех участников судебного процесса. Во-вторых, планируется расширить возможности электронного взаимодействия судов, судебных приставов и иных органов и организаций  при исполнении судебных решений.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=287575

Комментариев нет:

Отправить комментарий