четверг, 15 марта 2018 г.

Росархив об удаленном использовании архивных документов


5 марта 2018 года Федеральное архивное агентство сообщило, что на Федеральном портале нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru/ размещен проект закона «О внесении изменений в статью 26 федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» (см.: http://regulation.gov.ru/projects#npa=78868 ) - об этом см. также мой предыдущий пост.

Более подробно позиция Росархива по вопросу организации удаленного доступа изложена в пояснительной записке к законопроекту (см. Генеалогический форум ВГД, http://forum.vgd.ru/post/615/89397/p2629697.htm). По мнению авторов законопроекта, он «направлен на расширение возможностей пользователей архивными документами искать и получать для изучения архивные документы».

Статистика посещений читальных залов и обращений в архивы граждан показывает неуклонный рост востребованности архивных документов.
Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»

В 2016 году граждане посетили читальные залы архивных учреждений Российской Федерации 546 тыс. раз, а в 2010 году – 433 тыс. раз (рост – 26 %). Количество посещений читальных залов федеральных архивов в 2010 году составляло 95,8 тысяч, а в 2016 году – 106 тысяч (рост – 10,6%).
В пояснительной записке отмечается, что в настоящее время архивами создаются электронные архивные информационные ресурсы, содержащие научно-справочный аппарат, а также поэтапно оцифровываются архивные документы. Но эти ресурсы «как правило, доступны только в читальных залах архивов через локальные программные средства при отсутствии доступа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Таким образом, несмотря на наличие отдельных информационных ресурсов в электронном виде, пользователи для получения доступа к ним не избавляются от необходимости посещений читальных залов.»

В некоторых субъектах Российской Федерации создаются общедоступные сервисы в сети Интернет, которые позволяют использовать архивные документы удаленно без посещения читальных залов. Соответствующие системы уже созданы или создаются в 20 субъектах РФ.

Для федеральных государственных архивов авторы законопроекта предлагают «во избежание избыточных затрат, которые могут возникнуть, если каждый федеральный государственный архив будет самостоятельно создавать информационную систему» создать и обеспечить функционирование единой для федеральных архивов системы, - т.е. «архивные фонды всех федеральных архивов будут доступны для использования в одном месте с единым поисковым сервисом и научно-справочным аппаратом».

К данной системе в добровольном порядке смогут присоединяться архивные учреждения субъектов РФ и муниципальные архивы, в которых отсутствуют собственные системы удаленного использования архивных документов.

Далее в записке идет речь о финансовой составляющей проекта:
Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»

В настоящее время региональные архивные учреждения, в которых внедрена система удаленного использования архивных документов, приобретают на основании лицензионных договоров коммерческие программные средства (например, АИС-АРХИВ, КАИСА-АРХИВ). При этом такие договоры заключаются на определенный срок, по истечении которого необходимо оплачивать следующие периоды права использования программного обеспечения. Создание федеральной системы позволит избежать данных расходов.
Мой комментарий: Что-то у Росархива «дебет с кредитом» не стыкуется :) Создание федеральной информационной системы вряд ли позволит существенно сэкономить (всё равно придётся привлекать коммерческих поставщиков и интеграторов, которые не мытьём, так катаньем своё возьмут), - а вот «подгрести под себя» финансовые потоки, наверное, вполне реально…  Учитывая, что функциональные возможности такой системы будут, как хочется надеяться, гораздо более развитыми, а вычислительная платформа – более мощной, то и стоимость такого решения может оказаться довольно высокой, как и затраты на его доработку, развитие и поддержку.

В записке отмечен ещё один важный момент: «Создание такой системы снизит нагрузку на читальные залы архивов и на их работников, что позволит в будущем сократить издержки на традиционные формы обслуживания граждан архивами».

Мой комментарий: Действительно, обслуживание пользователей в читальных залах архивов требует серьезных усилий от работников архивов. К сожалению, авторы законопроекта не попытались оценить, что произойдёт, если поток исследователей в читальные залы существенно сократится -  не будут ли сокращены сотрудники архивов, которые занимаются их обслуживанием и/или их заработная плата?

По поводу введения платы за удаленное использование архивными документами авторы законопроекта высказали следующую позицию:
Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»

Проектом федерального закона предусматривается, что за удаленное использование архивных документов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с пользователей архивными документами может взиматься плата. Данная мера позволит минимизировать бюджетные расходы на эксплуатацию информационной системы, так как доходы от оказания соответствующих платных услуг будут направляться на поддержание и развитие системы.

Опыт по взиманию платы за предоставление возможности удаленного использования архивных документов имеется в 6 субъектах Российской Федерации в рамках имеющихся региональных систем.

Для пользователей удаленное использование архивных документов даже на платной основе является более выгодной формой использования архивных документов по сравнению с их использованием в читальных залах. Пользователи получают возможность экономии на транспортных расходах, необходимых для проезда к читальному залу, а иногородние пользователи – также на расходах по проживанию в городе нахождения архива, так как документы выдаются по запросам пользователей в читальный зал не в день их запроса. Кроме того, традиционный бесплатный способ использования архивных документов в читальных залах остается доступным.
Авторы законопроекта подчеркивают, что «тарифы будут покрывать себестоимость эксплуатации системы и издержки архивов на открытие доступа к их информационным ресурсам в электронном виде для информационной системы».

Мой комментарий: Иными словами, Росархив хочет переложить затраты на эксплуатацию системы на пользователей архивной информации. Как мне кажется, не всем это понравится. Более того, если региональные архивные учреждения передадут в систему свои электронные ресурсы, то они частично или полностью утратят контроль над ними, что вряд ли их обрадует.

Обращу внимание и на еще один важный момент – все что создается и разрабатывается Росархивом и другими архивными учреждениями страны, в том числе и оцифровка архивных документов, в основном делается на бюджетные деньги. Эти деньги – наши с Вами налоги, т.е. мы уже за все заплатили, и имеем право получить доступ к этим материалам бесплатно. Такой логики сегодня придерживаются архивные службы многих ведущих стран мира, считая возможным брать с пользователей деньги лишь за носители информации и за явно дополнительные услуги (такие, как оцифровка определенных материалов на заказ с заданным качеством).

Мне интересно посмотреть на реакцию Росархива, если наши генеалоги сделают то, что в своё время сделали американские коллеги: начнут создавать в интернете общедоступный ресурс из приобретенных ими за деньги материалов.

С моей точки зрения, законодательные инициативы Росархива требуют широкого публичного обсуждения, и рассмотрения их только на «карманном» Общественном совете явно недостаточно. Нужно искать решение, которое сбалансировано учитывало бы интересы Росархива, региональных архивных служб, отдельных архивов и пользователей архивными документами. Нужно позаботиться о том – если проводить аналогию – чтобы дорожный налог шёл именно на приведение в порядок дорог, а не на что-либо иное. Как мне кажется, начать такой диалог следовало бы с обсуждения именно концепции организации удаленного доступа к архивным документам.

Источник: сайт Федерального архивного агентства/Генеалогический форум ВГД
http://archives.ru/press/05-03-2018.shtml
http://forum.vgd.ru/post/615/89397/p2629697.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий